Статья
1692 7 мая 2010 0:01

10 лет динамичного развития

2010 год стал во многом годом подведения итогов последнего периода в развитии страны. 7 мая является очередной вехой новейшей истории. 10 лет назад в этот день в 2000 году состоялась инаугурация второго президента Российской Федерации Владимира Путина. Ровно через 4 года он принял полномочия президента РФ повторно.

Два года назад в этот день в должность вступил действующий президент Дмитрий Медведев.  Первые слова, которые были произнесены им на церемонии инаугурации, были о целях, к которым должна идти страна.

Дмитрий Медведев сказал тогда, что считает своей важнейшей задачей дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых, самых широких возможностей для самореализации граждан – граждан, свободных и ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны.

Дмитрий Медведев уже тогда подчеркивал, что за последние восемь лет был создан мощный фундамент для долгосрочного развития. «И этот уникальный шанс мы должны максимально использовать, чтобы Россия стала одной из лучших стран мира, лучшей – для комфортной, уверенной и безопасной жизни наших людей: в этом – наша стратегия, и в этом – ориентир на годы вперед», – так обозначил цель своей работы на посту президента Дмитрий Медведев.

Действующий президент обеспечил преемственность курса развития страны, что позволяет говорить о десятилетней эпохе в новейшей истории России, которая во многом связана с личностью Владимира Путина. Главное достижение Путина за прошедшие 10 лет – возрождение государственного института в России. Так считает, например,  депутат Госдумы, политолог Сергей Марков.

«За прошедшее десятилетие у власти Владимир  Путин стал очень ярким политическим лидером и вписал свое имя в историю как человек, который прекратил очередную русскую смуту, хаос, анархию и распад, которые охватили Россию в 90-е годы и могли привести к ее исчезновению. Путин возродил в России государственный институт. И это его важнейшее достижение», – заявил политолог.

По его мнению, распад страны был приостановлен еще и через федеративную реформу. «Региональную олигархию тоже поставили на место. Были обеспечены стабильные выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, затем начался их быстрый рост темпами, опережающими инфляцию, что стало основой для экономического роста», – напомнил Сергей Марков.

Со своей стороны, глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров считает, что 10 лет – это историческая веха.  «Произошел стратегический перелом в нашем развитии. Российское государство начало перестраиваться под интересы граждан России. Появился мгновенный результат,  были ликвидированы решения 90-х годов о соглашениях по разделу продукции, когда доходы от российских ресурсов получали иностранные компании без упоминания российского бюджета».

«По сути, экономика страны начала работать в интересах наших граждан, а не граждан других стран, как она работала в 90-е годы. Сейчас мы обеспечили гарантированный стратегический курс, который заложен в Стратегии-2020. Если мы увеличим зарплаты в 4 раза за 10 лет, мы будем самой обеспеченной страной в Европе. Если сохраним темпы, обгоним и Америку», – убежден Евгений Федоров.

По его мнению, это означает, что полностью поменяется геополитическая ситуация, наша роль в мире полностью изменится.
«К нам поедут самые квалифицированные люди из Европы, которые сейчас уехали от нас. Центры интеграции перейдут на территорию РФ при выполнении задач Стратегии-2020. Фактически мы возьмем под национальный контроль идеи и творческую активность граждан России. Сейчас граждане России работают в крупнейших творческих лабораториях мира, но Россия от этого ничего не получает. При выполнении задач Стратегии 2020 Россия будет продавать модернизацию на весь мир, учитывая наш потенциал, которого нет у других стран», – полагает депутат Госдумы.

За 10 лет произошли изменения и в партийной системе. Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев отмечает, что сегодня сложилась устойчивая партийная система, есть семь партий, которые более-менее ясны всем избирателям.

«В последние годы был принят ряд мер, которые сделали политическую систему более динамичной и предоставили льготные возможности для малых партий», – заявил со своей стороны директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

«Изменения в партийной системе, которые связаны с Дмитрием Медведевым, в первую очередь касаются появления больших возможностей для малых партий. «Единая Россия» занимает достаточно прочное положение, и те изменения, которые происходят, для нее не являются критичными, но для малых партий достаточно важны.»

Важнейшим достижением последних 10 лет стало создание крупнейшей партии, так считает депутат Госдумы Роберт Шлегель.

«С того момента, как Владимир Путин стал президентом, важным шагом стало создание крупнейшей партии. Партии, которая стала гарантом стабильности проводимого курса, позволила стране выйти на уверенный рост в будущем и в том числе справиться с теми трудностями, которые возникли в связи с финансовым кризисом.  Что касается тех изменений в рамках партийной системы, которые произошли сразу после того, как пришел к власти Дмитрий  Медведев, то это уже следующий этап развития демократической системы в России», – отметил депутат.

По его мнению, система становится все более сложной, изменения почувствуются, когда будем избирать шестую Государственную Думу, появятся новые представители. Депутат ожидает увидеть в перспективе зрелую демократию в стране.

В статье использованы материалы пресс-службы президента России и сайта партии «Единая Россия».

Комментарии экспертов

За прошедшие 10 лет Владимир Путин стал очень ярким политическим лидером и вписал свое имя в историю как человек, который прекратил очередную русскую смуту, хаос, анархию и распад, которые охватили Россию в 90-е годы и могли привести к ее исчезновению. Путин возродил в России государственный институт. И это его важнейшее достижение.

Еще один важный результат его политики – победа в чеченской войне против сепаратизма и радикального исламизма. Кроме того, он добился ослабления власти олигархии, которая, сохранив огромное политическое влияние, потеряла контроль над такими важнейшими ресурсами, как нефть и газ, и таким важнейшим политическим ресурсом, как телевидение. Если бы не Путин, то все дополнительные доходы от продажи нефти и газа до сих пор доставались бы олигархическим группировкам. И не было бы укрепления бюджета.

Распад страны был приостановлен еще и через федеративную реформу. Региональную олигархию тоже поставили на место. Были обеспечены стабильные выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, затем начался их быстрый рост темпами, опережающими инфляцию. Что стало основой для экономического роста.

Еще одно достижение Путина – возвращение России субъектности во внешней политике, возвращение ее суверенитета. При этом он обеспечил социальный и гражданский мир и социальную стабильность внутри страны.

Мы не просто так отмечаем эти две даты. Они попали в повестку, не  потому что такой календарь. Мы ведь живем по смыслу, а не по календарю.

И смысл состоит в том, что 10 лет назад, когда приходил Путин, ничего не было понятно, было много ких страхов, опасений и т.д. При всём том, что до сих пор существует огромное количество самых разных проблем (и частных, и системных), мы понимаем, что эти 10 лет были самыми успешными в новейшей истории страны.

Когда президентом стал Медведев тоже было очень много страхов – что будет, как будет работать тандем… Это уже сейчас мы на автомате говорим «тандем Медведев-Путин», а тогда всё было совершенно неочевидно, довольно много народа бегало с криками «давайте распустим «Единую Россию», чтобы Медведев уволил Путина». Эти же люди сейчас говорят о том, что нет, давайте мы не будем распускать «Единую Россию»,  отдайте её нам.

Эти две даты – это довольно длинный и продолжающийся сюжет. Это сюжет о том, как преодолевается страх.Только это позволяет нам сейчас говорить о том, что у нас в принципе есть какое-то будущее, потому что нельзя находиться в атмосфере постоянного страха слишком долгое время.

Сейчас существует как минимум два больших проекта, кроме стратегии «2020», которые задают теоретический вектор – это Олимпиада в Сочи 2014 года и Сколково. В этом смысле здесь непосредственно на практике реализуется разделение ответственности между Путиным и Медведевым: Сочи – это Путин, Сколково – это Медведев, и в этом нет никакого конфликта и противоречия. И то, и другое работает на одну и ту же идею о том, что у страны есть будущее.

Мне кажется, эти две даты для нас важны потому что это повод в очередной раз ретроспективно вернуться назад и вспомнить, как это всё было и, с другой стороны, заглянуть вперёд и попробовать посмотреть, что и как может быть. Мне кажется, что всё движется в верном направлении.

Сейчас перед нами стоят прежде всего выборы 2012 года. В реальности выборы 2012 года – может быть, не самое главное, самое главное – например, выборы в 2018 году. В принципе, само то, что мы можем рассуждать про 12-ый год (и такие рассуждения на самом деле ведутся –была опубликована статья Дмитрия Бадовского, Дмитрия Орлова и Михаила Виноградова о сценариях 12-го года), мы можем прогнозировать и думать над перспективой на выборах 18-го года. Это очень отрадно, потому что в условном 95-ом году вряд ли кто-то мог думать про выборы 2001 года – это было просто нереально.

Мне кажется, что появление перспективы – это, может быть, самое важное, что случилось за эти 10 + 2 года.
 

Изменения в партийной системе, которые связаны с Дмитрием Медведевым, в первую очередь касаются появления больших возможностей для малых партий. «Единая Россия» занимает достаточно прочное положение, и те изменения, которые происходят, для нее не являются критичными, но для малых партий достаточно важны.

Можно упомянуть такие вопросы, как освещение деятельности Партий в средствах массовой информации, более демократичное перераспределение полномочий по фракциям в региональных заксобраниях. Стоит отметить либерализацию избирательного законодательства, жесткое наблюдение за административным ресурсом. Напомню, что раньше в различных регионах России бывало, что те или иные представители региональной власти могли использовать административный ресурс. Сейчас такая возможность постепенно сходит на нет. Был предпринят еще ряд мер, которые делают политическую систему более динамичной, менее жесткой и предоставляют льготные возможности для малых партий.

Партийная система постоянно совершенствуется. С того момента, как Владимир Путин стал президентом, важным шагом стало создание крупнейшей партии. Партии, которая стала гарантом стабильности проводимого курса, позволила стране выйти на уверенный рост в будущем и в том числе справиться с теми трудностями, которые возникли в связи с финансовым кризисом.

Что касается тех изменений в рамках партийной системы, которые произошли сразу после того, как пришел к власти Дмитрий Анатольевич Медведев, то это уже следующий этап развития демократической системы в России. Система становится все более сложной, она и дальше будет усложняться. Действительно мы почувствуем эти изменения, когда будем избирать шестую Государственную Думу. Потому что появятся новые представители, исходя из принятого закона. Я думаю, что очень серьезную роль сыграл закон о равном доступе к средствам массовой информации.

С течением времени партийная система совершенствуется, становится сложнее, и, я думаю, что в перспективе мы вырастем в одну из зрелых демократий.

За время, прошедшее с момента вступления Владимира Путина в должность президента России, многопартийность в России стала идеальной. Сегодня у нас сложилась устойчивая партийная система, у нас есть семь партий, которые более-менее ясны всем избирателям.

Напомню, что в 1995 году в выборах участвовали 43 блока и партии, которые трудно было прочесть даже в бюллетене. Тогда 49% голосов избирателей было отдано за партии, которые не преодолели пятипроцентного барьера. Сегодня, при более высоком семипроцентном барьере, учтено 90% голосов избирателей. Подавляющее число избирателей определилось, какие партии они поддерживают. Более того, мы перешли на выборы по партийным спискам в Государственную Думу.

10 лет – это историческая веха. А не просто два президентских срока. Мы должны понимать, что политика, которая проводилась в начале 90-х – это была по сути антинациональная политика. Она была направлена против интересов наших граждан. И в этом плане Путин остановил идущий полным ходом распад Российской Федерации как государства. Россия на тот момент уже фактически отказалась от территориальной целостности, заключив ряд договоров с сепаратистами. Путину удалось остановить ликвидацию страны.

Проблемы, которые ему удалось решить тогда, в начале 2000-х, – это просто вопрос выживания. Он обеспечил выживание страны в целом и каждого ее гражданина в отдельности.

Путин фактически сформировал понятие национального курса. Мы нашли себя. Впервые он обозначил понятие российской нации как таковой. Идеологически это было сформулировано через механизм национальных проектов, что заложено уже в самом названии.

Произошел стратегический перелом в нашем развитии. Российское государство начало перестраиваться под интересы граждан России. Появился мгновенный результат. Путиным были ликвидированы решения 90-х годов о соглашениях по разделу продукции, в соответствии с которыми доходы от российских ресурсов получали иностранные компании без упоминания российского бюджета.

Он совершил политическую революцию, когда разъехались олигархи, а кого-то и посадили. В результате этой борьбы природные ресурсы страны были взяты под национальный контроль. По сути, экономика начала работать в интересах наших граждан, а не граждан других стран, как она работала в 90-е годы. С 2000 года зарплаты и пенсии начали резко расти. Зарплаты с 79 долларов возросли до 800 долларов. В 10 раз за 10 лет! Пенсии у нас растут в 4 раза быстрее, чем в Германии. С 25 долларов они выросли до 250 до начала этого года. После последнего скачка выходим на 300 долларов.

Каждый второй за 10 лет купил жилье или улучшил свои жилищные условия. В 30 раз возросли расходы в стране на строительство жилья. За 10 лет граждане России купили столько автомобилей, сколько они приобрели за всю предыдущую историю. То есть, понятны темпы, которыми мы развиваемся.

Сейчас мы обеспечили гарантированный стратегический курс, который заложен в Стратегии-2020. Если мы увеличим зарплаты в 4 раза за 10 лет, мы будем самой обеспеченной страной в Европе. Если сохраним темпы, обгоним и Америку.

А что это означает? Полностью поменяется геополитическая ситуация, наша роль в мире полностью изменится. К нам поедут самые квалифицированные люди из Европы, которые сейчас уехали от нас. Центры интеграции перейдут на территорию РФ при выполнении задач Стратегии-2020.

Фактически мы возьмем под национальный контроль идеи и творческую активность граждан России. Сейчас граждане России работают в крупнейших творческих лабораториях мира, но Россия от этого ничего не получает. При выполнении задач Стратегии 2020 Россия будет продавать модернизацию на весь мир, учитывая наш потенциал, которого нет у других стран. Именно Путин заявил о том, что это преимущество принесет России успех и выведет Россию в главные страны мира.

Мы вплотную подошли к решению исторических задач. Речь идет о восстановлении национального единства Россия-Украина-Белоруссия-Казахстан, что выведет Россию в мировые лидеры. Это прямая заслуга курса Путина.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".