Статья
1079 24 августа 2011 9:53

20 лет незалежнiсти

Украина 24 августа отмечает 20-ю годовщину независимости.

Сейчас Украиной руководит 4-й президент независимой страны Виктор Янукович. Первым был Леонид Кравчук, затем 2 срока подряд избирался Леонид Кучма. Третьим президентом стал Виктор Ющенко, которого в ходе последних выборов сменил Виктор Янукович.

Президент России Дмитрий Медведев поздравил Виктора Януковича с национальным праздником Украины.

«За прошедшие два десятилетия развития современной Украины достигнут серьезный прогресс в деле государственного строительства, укрепления демократических принципов, реализации значимого экономического потенциала», - говорится в тексте поздравительной телеграммы, распространенной пресс-службой Кремля.

«Год от года повышается конструктивный вклад Украины в укрепление региональной стабильности и безопасности. Растет авторитет страны на международной арене. В России рады успехам украинских друзей, с которыми нас объединяют многовековые принципы добрососедства, тесные духовные, исторические, гуманитарные связи», - пишет в своем послании Дмитрий Медведев.

По его словам, «насыщенный политический диалог, продуктивное сотрудничество в различных сферах экономики, содержательное взаимодействие в международных делах позволяют с оптимизмом смотреть в будущее российско-украинских отношений».

«Намерены и дальше твердо следовать по пути углубления взаимовыгодного партнерства, обогащения нашей повестки дня интеграционными проектами - как на двусторонней основе, так и в рамках существующих региональных объединений», - пишет президент России.

В свою очередь, премьер-министр России Владимир Путин направил поздравление премьер-министру Украины Николаю Азарову.

«Отношения между нашими странами, основанные на многовековой общей истории, духовной и культурной близости, развиваются в позитивном ключе. За последнее время значительно активизировалось торгово-экономическое, инвестиционное, научно-техническое, военно-промышленное, культурное сотрудничество, реализуются масштабные совместные проекты», - говорится в поздравительной телеграмме.

По словам премьера, «достигнут высокий уровень взаимопонимания в межправительственном диалоге».

«Уверен, что совместными усилиями мы будем и далее эффективно решать разнообразные задачи, стоящие перед нашими государствами, совершенствовать механизмы двустороннего партнерства в интересах братских народов России и Украины», - пишет премьер.

По данным опросов количество сторонников независимости Украины уменьшилось почти вдвое по сравнению с 1991 годом, но если бы референдум состоялся в апреле, то украинцы, как и 20 лет назад проголосовали бы за независимость, констатируют социологи.

Согласно данным социологического опроса, проведенного в апреле Институтом социологии НАН Украины, если бы референдум состоялся в апреле, то за независимость Украины проголосовали бы 46,6% опрошенных, против - 27,8%. Ответили, что им безразлично 11,5% респондентов, затруднились с ответом - 12,5%.

В то же время социологи констатируют, что по сравнению с 2001 годом количество сторонников независимости Украины уменьшилось на 10% за счет тех, кому сегодня этот вопрос безразличен, а количество противников осталось неизменным.

При этом 47,4% опрошенных сожалеют о распаде СССР, 29,7% - не жалеют, 10,4% опрошенных ответили, что им это безразлично, 12,5% затруднились ответить.

На всеукраинском референдуме в 1991 году за независимость Украины проголосовали 90,32% граждан, принявших участие в голосовании.

Комментарии экспертов

Украину иногда даже называют образцом демократичности на постсоветском пространстве. Особенно часто это слышно из уст европейских экспертов. Они имеют в виду, что политические процессы на Украине, как правило, транспарентны, и политическая борьба непредсказуема. То есть, существует политическая конкуренция, борьба интересов и т.д. Именно это на Западе зачастую выдают как одно из проявлений демократической зрелости Украины.

Но мы видим, что и в экономическом смысле Украина достаточно сильно зависит от внешних политических партнеров. Это касается и зависимости от России, (здесь идет речь и о газе, и о кредитовании), и от стран Евросоюза.

Остается много вопросов и относительно языковой политики. Проблема русского языка пока не решена. Этот вопрос остается актуальным и в связи с тем, что пока не определены внешние политические приоритеты Украины. То есть, с одной стороны можно говорить о нормализации отношений с Россией. Но с другой, Киев также делает ставку на евроатлантический вектор. Так что в перспективе вопрос русского языка может стать одним из важнейших для российско-украинских отношений.

Что касается других проблем, то мы видим, что проблема политического компромисса, который, как правило, в зрелых странах все-таки достигается, на Украине по-прежнему актуальна. Страну, фактически с момента независимости, регулярно сотрясают политические скандалы, в которых задействованы основные политические силы. Политическая борьба с выборами не заканчивается, а приобретает иные формы, что, в принципе, для зрелого государства не свойственно.  По крайней мере, такого не происходит с той частотой, как на Украине.

С учетом нынешнего скандала, связанного с Тимошенко, думаю, что конфликтная ситуация будет сохраняться достаточно длительное время. При этом нужно отметить, что на Украине особенность политической системы такова, что конфликты никогда, слава Богу, не приводят к кровопролитию. Другой вопрос, что у Тимошенко много сторонников. Причем поддерживают ее и в Европе. Думаю, что Тимошенко и ее сторонники будут апеллировать именно к этому фактору, и играть на особой чувствительности европейцев к соблюдению прав человека.

Что касается российско-украинских отношений, то тема газа не отошла на второй план. И этот вопрос давно из экономической плоскости перешел в политическую. В принципе, Виктор Янукович показал, что можно обойтись без газовых войн, но вопрос по-прежнему актуален.

Период так называемой перезагрузки в отношениях с Украиной уже прошел, и сейчас Москва и Киев пытаются по максимуму извлечь для себя пользу их этого этапа. Киев предпринимает различные усилия, чтобы склонить Москву к переговорам по газу и добиться скидок. В ход идут даже намеки относительно резкого поворота Украины на Запад. Но я думаю, что, в отличие от Виктора Ющенко, Виктор Янукович более серьезно завязан на отношениях с Россией и развернуться резко в западном направлении ему будет не так просто.

Так что на данном этапе можно сказать, что Украина преодолевает болезни роста, но ей это удается пока еще не до конца. Конечно, Украина - самостоятельное независимое государство, обладающее армией, ресурсами и т.д. Но если копать глубже, то мы увидим, что не всегда происходящие в стране  процессы - однозначно украинские. Внешний фактор (и российский и европейский, и западный) играет серьезную роль.

На мой взгляд, украинское государство пока нельзя считать состоявшимся, так как страна по-прежнему пребывает в состоянии внутреннего брожения. Это связано прежде всего с тем, что украинцам не удалось создать дееспособное государство, которое превзошло бы Украинскую ССР по своим достижениям. Население Украины во времена Союза составляло 50 миллионов человек, и республика считалась крупнейшим промышленным и сельскохозяйственным центром. Сейчас население страны вымирает, Украину реально населяет примерно 5 миллионов человек. Страна утратила и свои позиции в промышленности, и в сельском хозяйстве, экономика страны оставляет желать. Иначе говоря, проект украинской независимости на данный момент можно считать несостоявшимся и находящимся в подвешенном состоянии. Независимость не принесла Украине того счастья, на которое рассчитывали идеологи самостоятельного существования украинского государства.

Конечно, примерно такие же слова можно сказать и о других странах бывшего соцлагеря. Однако многие страны Восточной Европы, которые входили в просоветский Варшавский договор, все-таки достигли успехов. Например, Польша является в настоящий момент вполне успешным государством. Румыния переживает подъем. Я уже не говорю о Венгрии и Чехии, которые стали достаточно богатыми государствами. В сравнении с ними Украина пока не состоялась ни как национальное, ни как независимое государство.

По сравнению с бывшими советскими республиками, особых достижений у Украины тоже нет. Она - твердый середнячок. То есть она беднее, например, чем Россия, и конечно менее авторитетна. При этом она богаче, чем некоторые республики Средней Азии или соседняя Молдавия. Иначе говоря, Украина даже на фоне республик СНГ не выделяется особенным образом и входит в разряд троечников. И самое главное: пока не видно, чтобы нынешнее руководство страны во главе с Виктором Януковичем было готово исправить эту ситуацию.

Проблема еще и в том, что экономические проблемы, как правило, обостряют национализм. Поэтому я не думаю, что так называемые побочные явления «оранжевой революции» канули в Лету. Сейчас мы видим на западной Украине ренессанс национализма. На мой взгляд, если нынешнее украинское правительство будет действовать так, как оно действует, мы еще услышим об украинском национализме как об очень существенном факторе внутриполитической украинской жизни.

Что касается бурной и скандальной политический жизни, которая характерна для всего периода независимости, то думаю, что особых изменений ждать здесь не стоит. Скорее всего, такое состояние будет перманентно продолжаться. Хоть Виктор Янукович и пытается централизовать власть по примеру России, тем не менее на Украине существует как минимум два центра власти. Точнее, существует два центра политического притяжения. Значительную роль играет западная Украина, в которой население очень консолидировано и выступает в поддержку правых националистов. Именно поэтому до конца консолидировать власть Януковичу, скорее всего, не удастся. А это значит, что ему придется идти по пути как компромисса, так и скандальных решений.

Безусловно, государственность и система государственного управления на Украине состоялись, в отличие от некоторых других постсоветских республик. Есть однако проблемы в плане экономической независимости и самодостаточности. Неслучайно украинские власти (и оранжевые, и нынешние)  сосредоточены на вопросе цены на российский газ. В конце концов, вокруг есть достаточно стран, также не обладающих достаточными энергетическими ресурсами, но которые не ставят во главу угла цену на энергоресурсы так, как это делает Украина.

Это обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, есть объективные причины. Вся украинская промышленность формировалась в советские времена в расчете на дешевые энергоресурсы в рамках одной страны. И когда Украина стала независимой, а энергоресурсы остались за ее пределами, то промышленность, ориентированную на высокое энергопотребление, было уже сложно переделывать.

Но нужно сказать, что и тенденции по переходу на энергосбережение на Украине не было. То есть, по сути, Россия, достаточно долго сохраняя низкие цены на энергоресурсы, как бы предоставляла Украине возможность использовать время и сэкономленные средства для перестройки промышленности по принципам энергосбережения. Но Украина направляла эти деньги не на модернизацию промышленности, а на другие вещи, в том числе на популистские социальные подачки населению, на покупку африканских и латиноамериканских игроков для своих футбольных клубов, на  пополнение карманов олигархов. А сейчас наступил момент истины, когда в России уже не готовы тащить на себе украинскую промышленность, а Украина так и не перешла на новую модель энергосбережения.

То есть Украина, прекрасно зная о существующих проблемах, не вложилась в собственную экономическую независимость. И думаю, что в ближайшее время ситуация в этом направлении не изменится. У Киева есть какая-то несбыточная надежда, что Украина будет двигаться в сторону Евросоюза, но при этом на деньги Российской Федерации, то есть получая всевозможные скидки на энергоносители. Честно говоря, я даже слышал прямое откровенное предложение одного из украинских ведущих политологов, что России должно быть выгодно заплатить деньги за то, чтобы Украина вступила в Европейский Союз. В чем заключается эта выгода - я не знаю, но такая точка зрения имеет место быть.

Что касается бурной политической жизни на Украине, то я не вижу в ней ничего такого, что бы выходило за рамки естественного политического процесса. В Европе и США тоже бывают скандалы. Такова политическая жизнь. Я считаю, что политические скандалы не является исключительной особенностью Украины.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".