Статья
803 7 сентября 2011 13:17

20 лет в СНГ

Главным политическим трендом недели на постсоветском пространстве стало последовательное празднование республиками 20-летнего юбилея своей независимости. Центральным событием призван стать саммит глав государств СНГ в Душанбе, на котором подводятся итоги работы организации за 20 лет и постановка новых задач. В то же время отсутствие на саммите президентов Узбекистана и Азербайджана вновь поднимает вопрос об эффективности работы Содружества. Все чаще в политическом сообществе всех 11 республик звучит вопрос: а выполняет ли СНГ свои функции не только как интеграционное объединение бывших советских республик, но и как переговорная площадка для актуализации постсоветскими лидерами своих позиций?

События последних лет («цветные революции», «энергетические войны», террористические акты) продемонстрировали важность актуализации постсоветской проблематики в российской внешней политике. Однако задача осложняется, во-первых, многовекторным характером международной политики большинства республик СНГ, а во-вторых, преобладающим пока в российском руководстве евроатлантическим внешнеполитическим курсом. Приходится констатировать, что развитие отношений с республиками Содружества наблюдается преимущественно по линии двусторонних контактов, однако СНГ как полноценное направление российской внешней политики пока остается слабо проработанным.

В последнее время наблюдается также тенденция к сужению формата взаимодействия республик по отраслевому признаку. Если СНГ позиционируется как универсальная организация, призванная способствовать поддержанию политического диалога внутри Содружества, то на такие структуры, как Таможенный Союз, ЕврАзЭс и ОДКБ, возложены вполне конкретные задачи экономического или же военного характера. Более того, активное продвижение Москвой интересов ТС на постсоветском пространстве свидетельствует о том, что в российских коридорах власти интерес к этому проекту как минимум равнозначен, а то и превышает интерес к эклектичному Содружеству.

Во многом подобная дифференциация обусловливает параллельное снижение интереса к СНГ со стороны других игроков на постсоветском пространстве, постепенно утрачивающих доверие к Содружеству как механизму решения собственных проблем. Отсутствие на саммите Ильхама Алиева можно объяснять совершенно разными причинами: и разочарованием в итогах казанского саммита, и традиционной для Баку многовекторностью во внешней политике, и даже внутриполитический обстановкой. Однако, комбинируя перечисленные обстоятельства, все же стоит отметить, что и для Азербайджана приоритетным форматом коммуникации в пределах СНГ становится двусторонний. Тот факт, что на саммите не присутствует Ислам Каримов, также свидетельствует о стремлении президента Узбекистана развивать отношения с партнерами по СНГ в более узком формате. К слову, в случае с Узбекистаном не исключено, что отсутствие главы государства в Душанбе обусловлено особенностями современного состояния узбекско-таджикских отношений, а именно, трениями по поводу строительства Рогунской ГЭС.

За время своего существования СНГ, в отличие от того же Евросоюза, с которым часто сравнивают Содружество, так и не приросло ни одним новым государством, а наоборот, сократило свою численность после выхода Грузии в 2008 году. С формальной точки членство Грузии в СНГ фактически весь период было ориентировано на дезинтеграцию: республика присоединилась к Содружеству только в 1993 году, а уже в 2006 году Михаил Саакашвили подписал указ о выходе страны из Совета министров обороны стран СНГ. Под вопросом – членство Молдовы в СНГ, после смены правящей элиты взявшей курс на евроинтеграцию и румынизацию.

Евгения ВОЙКО, Центр политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".