61% россиян игнорируют политическую жизнь
Интерес к общественно-политической жизни у россиян снижается, показывают исследования социологов.
Так если в 2004 году 32% россиян сообщали, что игнорируют общественную и политическую жизнь страны, то в настоящее время число таких респондентов возросло вдвое - до 61%. Об этом свидетельствуют результаты мартовского опроса ВЦИОМ.
По их данным, активность остальных граждан чаще всего сводится к участию в выборах (27%), коллективном благоустройстве подъездов, домов (8%). Еще 4% участвовали в сборе вещей и средств для попавших в беду, по 2% - в сборе подписей в преддверии выборов и работе домового комитета.
Ключевые аргументы россиян, игнорирующих общественно-политическую жизнь страны, за последние четыре года изменились. Если раньше респонденты чаще всего сетовали на бесполезность своего участия (29%) и недостаточную квалификацию (27%), то сегодня доминирующим аргументом является отсутствие интереса к политической сфере в принципе (36%). На втором месте - уверенность в бесполезности усилий (25%), на третьем - недостаточная квалификация и отсутствие возможностей этим заниматься (18-19%).
Значительно реже фигурируют как причины отсутствие симпатичных общественно-политических организаций (7%), достойных лидеров (5%) и другие.
Среди россиян по-прежнему бытует устойчивое мнение о том, что политика - «дело грязное», и высоконравственных людей в ней быть не может (58%). Оппонируют этой точке зрения треть (30%) опрошенных ВЦИОМ в 138 населенных пунктах в 46 областях.
Ранее «Актуальные комментарии» писали, что по данным ВЦИОМ, интерес к политической жизни проявляют, прежде всего, респонденты предпенсионного (42%) и пенсионного возрастов (47%), высокообразованные (50%), сторонники непарламентских партий (57%) и эсеры (52%), жители двух столиц (45%).
По их данным, политика неинтересна, как правило, россиянам до 45 лет (63-66%), малообразованным (66%) и селянам (65%).
Социологи фиксируют также снижение в последние годы значимости для граждан практически всех основных источников политической информации, за исключением интернета, который интенсивно набирает поклонников (с 29% в 2007 году до 47% в 2011-м).
Однако главным источником информации для россиян остается телевидение, и уровень его стабилен (80-82%). Вторым по значимости источником политических новостей остается пресса (с 59 до 44%). Замыкает тройку лидеров радио (с 49 до 36%).
Наименее востребованы и авторитетны у респондентов такие каналы информации, как агитаторы (7%), листовки, наружная реклама (по 6%).
Между тем, как показал опрос, почти половина россиян (46%), по их признанию, участвуют в беседах на политические темы в кругу друзей или в семье. 14% граждан слышат такие дискуссии, но не участвуют в них.
По данным ВЦИОМ, игнорируют ситуацию в политике 37% опрошенных, в основном молодежь (43%), малообразованные (56%), москвичи и петербуржцы (42%), а также те, кому политическая ситуация в России представляется менее интересной, чем раньше (36%).