Комментарий
1841
2 декабря 2015 16:40
75% - это много или мало?
политологМихаил Карягин Социологические опросы стали неотъемлемой частью медийного поля. Каждую неделю СМИ сообщают нам об очередном социологическом исследовании, проведенном ведущей тройкой статистических агентств (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр). Рейтинг Путина, одобрение действий Правительства, отношение к конфликту на Украине и множество других вопросов, которые подвергаются измерению.Пару лет назад частота публикаций такого плана была значительно ниже, и причина не в том, что исследований проводилось меньше, а в том, что к ним не было такого интереса со стороны населения. Сегодня повестка дня стала крайне политизированной, связано это как с объективным обострением внешнего и внутреннего политического процесса, так и с искусственной накачкой, которая активно ведется федеральными СМИ.
СМИ продают то, что пользуется спросом, а спрос сводится к получению «объективной информации», которая в условиях невероятного информационного шума становится на вес золота. Доверие к социологическим опросам велико, ведь они сделаны профессионалами с использованием проверенных методик, с правильной выборкой и качественно составленным бланком опроса, научно = объективно, но так ли все это на самом деле?
Сейчас не хочется подвергать сомнению качество работы социологических служб, говорить об их идеологической ангажированности и т.д., хочется поставить под вопрос применимость методов опроса и достоверность полученных с их помощью результатов. Вернее, можно ли только с помощью опросных методов изучать общественное мнение? Сегодня опросы фиксируют не общественное мнение, а моментальную реакцию населения на какой-то повод, иррациональные вспышки.
Минуту назад респондент с яростью наблюдал сюжет по ТВ, в котором говорилось, что российский самолет не вторгался в воздушное пространство Турции, а еще через 5 минут к нему стучится в дверь сотрудник социологической службы и задает вопросы относительно международных отношений – получаем соответствующий результат. Если мы хотим говорить более серьезно об изучении общественного мнения, то качественных методов исследования нам не хватит.
Многие СМИ усмотрели аномалию в результатах опроса Левада-центра, в котором 75% россиян считают, что России нужно налаживать отношения с США и другими странами Запада.
Но результат окажется закономерным, если мы будем учитывать два фактора. Первый – кризис методов опроса в современных условиях, который мы кратко описали выше, а второй фактор – это международная неопределенность, ведущая к пластичности общественного мнения и высокой динамике политических процессов.
Картина «Запад – плохой, наши друзья на Востоке» моментально сменилась критикой Турции, которая полностью заняла собой инфополе и сместила фокус внимания с США и Европы на Турцию. В информационном плане сложно бороться сразу против всех, попросту не хватит эфирного времени, а задача была в концентрации на конфликте с Турцией, поэтому тема «Запад – плохой» немного остыла. Поменяли фильтр – изменилась картинка.
Значит ли это, что нам не нужно ориентироваться на результаты социологических опросов? Нет, конечно, но нам нужно выбирать правильные фильтры и устанавливать ограничения для получаемых результатов, чтобы делать соответствующие выводы. Ведь цифры сами по себе ничто, главное – это интерпретация.
____________
Читайте также: