Комментарий
1841 2 декабря 2015 16:40

75% - это много или мало?

Михаил Карягин политологМихаил Карягин

Михаил Карягин
политологМихаил Карягин
Социологические опросы стали неотъемлемой частью медийного поля. Каждую неделю СМИ сообщают нам об очередном социологическом исследовании, проведенном ведущей тройкой статистических агентств (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр). Рейтинг Путина, одобрение действий Правительства, отношение к конфликту на Украине и множество других вопросов, которые подвергаются измерению.

Пару лет назад частота публикаций такого плана была значительно ниже, и причина не в том, что исследований проводилось меньше, а в том, что к ним не было такого интереса со стороны населения. Сегодня повестка дня стала крайне политизированной, связано это как с объективным обострением внешнего и внутреннего политического процесса, так и с искусственной накачкой, которая активно ведется федеральными СМИ.

СМИ продают то, что пользуется спросом, а спрос сводится к получению «объективной информации», которая в условиях невероятного информационного шума становится на вес золота. Доверие к социологическим опросам велико, ведь они сделаны профессионалами с использованием проверенных методик, с правильной выборкой и качественно составленным бланком опроса, научно = объективно, но так ли все это на самом деле?

Сейчас не хочется подвергать сомнению качество работы социологических служб, говорить об их идеологической ангажированности и т.д., хочется поставить под вопрос применимость методов опроса и достоверность полученных с их помощью результатов. Вернее, можно ли только с помощью опросных методов изучать общественное мнение? Сегодня опросы фиксируют не общественное мнение, а моментальную реакцию населения на какой-то повод, иррациональные вспышки.

Минуту назад респондент с яростью наблюдал сюжет по ТВ, в котором говорилось, что российский самолет не вторгался в воздушное пространство Турции, а еще через 5 минут к нему стучится в дверь сотрудник социологической службы и задает вопросы относительно международных отношений – получаем соответствующий результат. Если мы хотим говорить более серьезно об изучении общественного мнения, то качественных методов исследования нам не хватит.

Многие СМИ усмотрели аномалию в результатах опроса Левада-центра, в котором 75% россиян считают, что России нужно налаживать отношения с США и другими странами Запада.

Но результат окажется закономерным, если мы будем учитывать два фактора. Первый – кризис методов опроса в современных условиях, который мы кратко описали выше, а второй фактор – это международная неопределенность, ведущая к пластичности общественного мнения и высокой динамике политических процессов.

Картина «Запад – плохой, наши друзья на Востоке» моментально сменилась критикой Турции, которая полностью заняла собой инфополе и сместила фокус внимания с США и Европы на Турцию. В информационном плане сложно бороться сразу против всех, попросту не хватит эфирного времени, а задача была в концентрации на конфликте с Турцией, поэтому тема «Запад – плохой» немного остыла. Поменяли фильтр – изменилась картинка.

Значит ли это, что нам не нужно ориентироваться на результаты социологических опросов? Нет, конечно, но нам нужно выбирать правильные фильтры и устанавливать ограничения для получаемых результатов, чтобы делать соответствующие выводы. Ведь цифры сами по себе ничто, главное – это интерпретация.
 ____________

Читайте также:

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".