Статья
12324 8 августа 2018 10:48

Абхазия и Южная Осетия: следующие 10 лет

Десять лет назад, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, Грузия подвергла столицу Южной Осетии массированному артобстрелу, который в итоге привел к «пятидневной войне», закончившейся отступлением Грузии и окончательным отделением двух республик Абхазии и Южной Осетии, которые до сих пор не признаны большинством стран мира. План мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта, которые был подписан всеми сторонами, не разрешил ситуацию, а законсервировал существующие противоречия, нерешенные до сих пор. «Актуальные комментарии» поговорили с экспертами о том, какое будущее ждет республики, и что следует ожидать от политической ситуации в регионе.

Экономическое развитие

За прошедшие десять лет непризнанные республики так и не смогли обрести экономическую и финансовую независимость, и, по прогнозам экспертов, без политического разрешения ситуации в регионе и частичного признания статуса Южной Осетии и Абхазии как относительно самостоятельных акторов на международной арене, ситуация вряд ли изменится.

С 2008 по 2014 годы Россия выделила Южной Осетии 43 млрд рублей, в 2015 году в качестве финансовой помощи ей было выделено еще 6,6 млрд рублей, а в 2016 — 8,2 млрд, сообщали «РИА Новости». Абхазии оказывалась сопоставимая финансовая помощь. Учитывая, что в 2017-2019 годах только на социально-экономическое развитие Южной Осетии Россия планировалось выделить еще 4,6 млрд рублей, говорить о финансовой самостоятельности республик не приходится.

И у Абхазии, и у Южной Осетии отсутствует экономическая база, за счет которой республики могли бы обрести финансовую независимость. Главные источники бюджета — российские дотации, туристический поток за счет россиян, а также сельхозпродукция (главные позиции — вино, цитрусовые и томаты), основным рынком сбыта которой является России.

Несмотря на то, что в последние годы дотации из российского бюджета сокращаются, главным и единственным экономическим партнером остается Россия, и эта ситуация не изменится без политического урегулирования проблемы.

Возможности для политического урегулирования

Так как власти России, Южной Осетии и Абхазии возлагали ответственность за вооруженный конфликт на власти Грузии и персонально на Михаила Саакашвили, который допустил акт агрессии, о какой-либо нормализации отношений между сторонами до смены власти в Грузии не могло идти и речи. Саакашвили нарушил один из главных принципов международных отношений, о котором писал еще Кант: «Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира». Саакашвили, напав на мирное население Цхинвала, это доверие потерял.

Поэтому о постепенном выстраивании диалога стало возможно говорить только в 2012 году, когда по итогам парламентских выборов, прошедших в Грузии 1 октября, оппозиционный блок Грузинская мечта — Демократическая Грузия получил большинство в парламенте Грузии, а партия Саакашвили «Единой национальное движение» проиграла те выборы.

В 2013 году закончился срок полномочий и самого Саакашвили, который вскоре, опасаясь судебного преследования на родине отправился на Украину. С новыми властями Грузии Россия смогла пойти на контакт, о постепенной нормализации отношений в своем интервью «Коммерсанту» заявил и премьер России Дмитрий Медведев: «А с новым руководством (безотносительно даже к тому, как их фамилии, какова их партийная принадлежность) мы готовы выстраивать отношения. Дипломатические отношения могут быть восстановлены, не мы их разрушали. Если грузинские коллеги будут готовы к тому, чтобы их восстановить, мы, естественно, возражать не будем», — сказал премьер.

Он также выразил надежду, что в ближайшем будущем между странами будет восстановлен полноценный диалог: «За последние годы произошла существенная активизация торгово-экономического сотрудничества, туристического общения, самолеты летают, люди приезжают в Грузию отдыхать. В общем, все это, безусловно, в плюс. В конечном счете, я надеюсь, это будет способствовать и нормализации политических контактов, и возобновлению полноценного диалога между Москвой и Тбилиси».

О важности такого диалога в интервью АК рассказал и политик Сергей Станкевич, входивший в комиссию по расследованию трагедии 9 апреля 1989 года в Грузии: «Все соседи Грузии и все ответственные члены международного сообщества, которые хотят преодоления этого конфликта, будут содействовать любому договорному решению. Поэтому нужен диалог. Обновленная ответственная элита в самой Грузии должна прийти к этим выводам и начать движение вперед», — отметил эксперт.

По его мнению, для конструктивного диалога прежде всего необходимо выполнить следующие условия:

— Констатировать, что десять лет назад Саакашвили совершил преступную ошибку, пойдя на вооруженный конфликт с Абхазией и Южной Осетией. Как минимум еще один партнер Грузии в лице США также совершил ошибку, дав основания Саакашвили надеяться на какую-то поддержку в его авантюре

— Признать геополитические реальности. Это сложный, но необходимый шаг. Надо признать, что Грузия не может быть в НАТО, заявить об этом, зафиксировать в конституционном акте и отказаться от иностранных войск на территории Грузии. Это создает основу для дальнейших переговоров о регулировании.

— Грузии необходимо наладить отношения с Абхазией и Южной Осетией и обсудить возможность перспективы создания некоего союзного объединения с ними. Этот союз будет необходимо переучредить на некоей договорной основе. Россия могла бы содействовать этому объединению — но она может содействовать только нейтральной Грузии, отказавшейся от вхождения в какие бы то ни было военные союзы.

Учитывая, что все вышеобозначенные шаги сложно представить в современных реалиях, сложно говорить о быстрых политических прорывах в этом направлении. Например, Грузия несмотря на явное улучшение российско-грузинских отношений, по-прежнему стремится в НАТО, и недавний саммит Альянса это подтвердил. Да, как отметил в интервью АК старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО, политолог Николай Силаев, перспективы вступления Грузии в НАТО призрачны, однако Альянс использует этот вопрос для давления на Россию: «На протяжении десяти лет Грузия не продвинулась к тому, чтобы стать членом НАТО, хотя ее сотрудничество с блоком усиливается. Есть сильная оппозиция членству Грузии и Украины в НАТО среди самих членов блока — исторически это были Франция, Германия, Италия», — считает эксперт.

С тем, что в ближайшие 10 лет не будет явного улучшения политической ситуации согласен и заместитель директора Института стран СНГ, политолог Владимир Жарихин: «В ближайшие годы отношения республик с Грузией, думаю, останутся прежними. Должно пройти время. Тенденции какие-то есть, но очень слабые — шок от поражения 2008 года до сих пор довлеет над грузинской политической элитой», — отметил эксперт.

Учитывая, что у России сейчас есть куда более сложные и приоритетные внешнеполитические задачи, вопрос урегулирования ситуации в Южной Осетии и Абхазии будет отодвинут, во внешнеполитической повестке другие темы: Сирия, Украина, Иран, режим санкций. Именно этим темам в ближайшее время Россия будет удалять больше всего внимания.

Перспективы признания республик

За десять лет кроме России республики были признаны только небольшими государствами (Сирия, Никарагуа, Науру, Венесуэла Сирийская Арабская Республика, и ряд других территориальных образований), крупные игроки продолжают игнорировать независимость Абхазии и Южной Осетии. И, по мнению экспертов, перспектив для того, чтобы ситуация изменилась, нет.

«Шансы на признание республик другими странами? К этому должны быть стимулы, которых нет и не появится, видимо. В составе некоего союзного объединения такие стимулы могут появиться, потому что многие захотят содействовать позитивному урегулированию конфликта, который сейчас может быть теоретически возобновлен», — отметил Станкевич.
С ним согласен и Жарихин: «Отношения Абхазии и Южной Осетии с Россией в ближайшие несколько лет точно не изменятся. Другие страны их тоже не признают — по крайней мере, никаких предпосылок для этого нет», — считает политолог.

Теоретически ситуация могла измениться в случае успеха Каталонии и Шотландии, которые также стремятся к независимости. Тогда бы был создан важный прецедент в системе международных отношений и все непризнанные территориальные образования получили бы новый и довольно сильный аргумент для обоснования своих позиций. Однако пока этого не случилось и не предвидится в ближайшем будущем.

Сценарии развития событий

На данный момент ни одна из сторон конфликта не может предложить четкого плана по разрешению ситуации вокруг непризнанных республик. Не видно и явного компромиссного решения, которое бы устраивало участников территориального спора, а сам он все также походит на конфликт с нулевой суммой. Сегодня существует несколько сценариев развития событий на ближайшие 10 лет:

— Сохранение статуса-кво, а также консенсус сторон относительно необходимости решения этой проблемы — результат, который пока устраивает, пожалуй, всех, кроме самих республик, которые, конечно, хотели бы стать полноценными участниками международных отношений, однако у их властей нет инструментов для серьезного воздействия на других субъектов.

Стоит учитывать и интересы второстепенных акторов: США, НАТО, ЕС, стран СНГ. У каждой из этих сторон есть свои, тоже часто противоречащие друг другу интересы, поэтому продвинуться в разрешении споры будет крайне трудно.

— Активизация политических процессов в Грузии. 28 октября 2018 года в Грузии пройдут последние прямые президентские выборы (далее глава государства будет избираться парламентом), а в 2020 состоятся выборы в законодательный орган власти. О намерении баллотироваться на пост президента объявили 7 кандидатов: Нино Бурджанадзе, Давид Бакрадзе, Григол Вашадзе и другие. У всех них довольно жесткая позиция по отношению к Южной Осетии и Абхазии, например, Нино Бурджанадзе в эксклюзивном интервью RT заявила, что Грузия никогда не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Столь жесткая позиция объясняется тем, что, согласно последним опросам NDI, 63% грузин считают Россию самой большой угрозой для Грузии, и главная причина — это позиция РФ по вопросу Абхазии и Южной Осетии, поэтому политики, рассчитывающие на поддержку народа, обязаны учитывать этот фактор.

О перспективах парламентских выборов говорить пока рано, однако сейчас большинство грузин (31%), согласно опросу NDI, поддержали бы правящую партию «Грузинская мечта», которая также известная своей принципиальной позицией по южноосетинскому вопросу. Однако многие грузины до сих пор не определились со своим выбором. Высокий уровень политической неопределенности оставляет возможность для прихода к власти более радикальных сил.

Таким образом, сохраняется риск обострения конфликта с грузинской стороны, однако пока он минимален, так как Грузия по-прежнему заинтересована во вступлении в НАТО, а открытые военные конфликты — одно из главных препятствий на этом пути. Кроме того, руководство страны помнит, чем закончилась неудачная военная операция для режима Саакашвили, что также является сдерживающим фактором.

— Инициатива со стороны России. Изменить ситуацию могли бы действия с российской стороны, однако и внешнеполитическая конъюнктура, и общественное мнение самих россиян говорят о том, что власти страны не будут заинтересованы в форсировании событий.

Согласно данным «Левада-Центра», в 2015 году значительно сократилось число россиян, желающих присоединения Абхазии и Южной Осетии к России, 47% опрошенных назвали эти республики независимыми государствами. Кроме того, за последнее время снизилось число тех, кто считает признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии полезным для РФ, поэтому говорить об изменении позиции России в ближайшем будущем не приходится, если только этот конфликт не станет предметом торга при обсуждении других внешнеполитических вопросов.

Учитывая позиции сторон в этом конфликте, наиболее вероятным является сценарий сохранения статуса-кво. И вполне возможно, что двадцатая годовщина конфликта будет встречена в аналогичных позициях и с аналогичными проблемами, но уже с другими действующими лицами.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".