Абзалов: недостаточно просто посылать сигналы бизнесу
Курс России на модернизацию останется неизменным и государство окажет поддержку инновационному бизнесу, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на международном форуме «Открытые инновации» в Москве. «В большинстве стран инициатором модернизационных процессов были госструктуры», - отметил в интервью «Актуальным комментариям» вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. В качестве примера эксперт привел Японию, США и Европу.
Он отмечает, что «просто посылать сигналы бизнесу – недостаточно. Необходимо подтверждать эти сигналы определенными мерами по принципу "кнута и пряника". Какие-то вещи надо запрещать, а какие-то поддерживать».
«Экономический курс и состоит в том, чтобы выстроить стратегию из стимулирующих и принуждающих мер», - напоминает политолог.
Абзалов отмечает: «Как правило, самые сильные стороны экономики страны, оказываются одновременно ее самыми слабыми сторонами». В качестве примера он привел сырьевую зависимость: «с одной стороны, это хороший инструмент для пополнения бюджета, поддержания стабильности национальной валюты, а с другой стороны, большой демотиватор к повышению эффективности экономики».
«Если бизнесу нет особой необходимости соревноваться, он в инновации не пойдет. Если нет потенциальной прибыли, нет нового рынка, то хоть 50 раз сигнализируй, что необходимо модернизироваться, никто без персональной мотивации этим заниматься не начнет», - подчеркивает политолог.
ПО его мнению, в России этап сигналов уже пройден и «дальше возникает вопрос конкретных механизмов», «что конкретно делать, чтобы повышать эффективность». Абзалов напомнил о заградительных мерах и многострадальном Евро 4.
«Ограничения введены, но до конца не выполняются. Необходимость модернизации осознается очень медленно», - резюмирует эксперт. В то же время, по его словам, стимулирующие меры еще не созданы в полном объеме, «налоговые преференции даются либо в небольших объемах, либо ограничены сложной системой их получения».
«Любому крупному предпринимателю, особенно кто занимается экспортом инновационной техники, важнее всего налоговые стимулы в социальной сфере, т.к. основные затраты приходятся именно на заработную плату», подчеркивает политолог.
Он отмечает, что «нужно формировать спрос на инновации», «создавать целые рынки высокотехнологичных продуктов».
В числе проблем российских инновационный компаний он назвал и проблему сертифицирования. Он пояснил: «Дело в том, что российский патент не воспринимают в мире, а для того, чтобы получить тот же самый европейский патент, требуется более 300 тысяч евро. Очевидно, что это очень большая сумма».
«В этой же сфере необходимо создавать правильный рынок интеллектуальной собственности. В России он в некоторой мере отсутствует, что имеет значение на рынке массового потребления изделий, которые легко скопировать», - отмечает Абзалов.
В качестве ключевой, базовой позиции активной инновационной деятельности он выделил образование, добавив, что «компетенция должна выращиваться на всех этапах системы образования – начиная со школы и заканчивая корпоративными университетами в крупных компаниях».
По мнению политолога, для получения большего системного эффекта в инноватике «необходимо обеспечить мощный прорыв на всех стратегических направлениях». В первую очередь это касается системы образования, системы корпоративного внедрения.
«Надо сформировать систему рекрутинга и поиска проектов, и завершить те законодательные инициативы, которые были предложены в последние несколько лет. В этом случае удастся обеспечить необходимый эффект в ближайшие два-три года», - заключает Абзалов.