Статья
1021 31 января 2012 13:59

Абзалов: у Восточной Европы мало возможностей для роста

Лидеры стран Евросоюза, за исключением Великобритании и Чехии, поддержали соглашение об ужесточении контроля за бюджетной политикой.

«Восточная Европа в последнее время несколько отличается в своей позиции в целом от Европейского союза», - заявил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов в интервью «Актуальным комментариям».

По его словам «демарш в Венгрии, в Болгарии, в Польше, а также частично в Чехии свидетельствует о том, что инициатива, которая рождается в экономическом и политическом центре Европы (Франции и Германии) не всегда поддерживается на ее перифериях». 

Что касается неучастия в этой схеме Великобритании, то, по словам эксперта, «это было известно с самого начала». «Последнее время Туманный Альбион дистанцируется от различных инициатив, начиная от введения финансового налога и заканчивая ожесточением финансовой дисциплины, тем более, что Великобритания занимает особое место, она - так называемая "черная дверь" или "задний ход" на европейский рынок», - рассказал Абзалов, добавив, что именно поэтому эту позицию Лондон терять не намерен.

Что же касается Восточной Европы, то, по словам эксперта, она несет колоссальные издержки, поскольку «в отличие от западных стран, возможностей для внутреннего роста у нее не очень много».

По мнению Абзалова, Восточная Европа «испытала колоссальный шок, связанный с уходом иностранных финансовых игроков с собственного рынка». «И только немногие из стран Восточной Европы реально получили выгоды от интеграции», - добавил он. По его словам, единственным и крупнейшим таким государством является Польша, «которая выторговала очень выгодную ставку субсидирования сельского хозяйства».

«Соответственно, Восточная Европа менее оптимистично настроена на процесс ужесточения бюджетной дисциплины», - считает эксперт. Абзалов объясняет это тем, что внутренних финансовых возможностей для того, чтобы обеспечить реализацию этих проектов, крайне мало. «Во-вторых, очень высокая протестная активность в этих странах. И лишний раз наступать на грабли Греции, связанные с сокращением расходов, которые в свою очередь, приведут к падению экономического роста, эти страны не намерены», - добавил он.

«Наконец, мы наблюдаем, очень жесткое противостояние между старой и новой Европой по вопросу бюджетной политики, потому что, исходя из тех моделей, которые предлагают Франция и Германия, основные инструменты будут переданы на европейский уровень, например, в рамках Еврокомиссии», - рассказал Абзалов.

Вместе с тем, позиции Франции и Германии несопоставимо более сильные, чем Восточной Европы, отметил он. «Фактически речь идет о передаче экономического и финансового суверенитета - то, чего так боятся представители развивающихся стран», - пояснил эксперт. «Поэтому здесь возникает достаточно серьезная проблема», - пояснил он. 

Эксперт сомневается, что «все игроки так положительно отреагируют на дальнейшее ужесточение финансовой дисциплины». «С другой стороны, альтернативы у ЕС нет: либо она будет укрепляться в своей политической настройке, тем самым купируя все триста своих партнеров, либо она продолжит разваливаться именно в направлении более слабых игроков, потому что требования к бюджетному обеспечению, то же самое австрийское соглашение, они достаточно жестко формулируются, но нет ни одного инструмента, которое заставит их выполнять», - пояснил он.

«Собственно говоря, этот инструмент сейчас пытается построить Франция и Германия. Поэтому мне представляется, что в ближайшее время Париж и Берлин продолжат форсировать ужесточение правил. В крайнем случае, до президентских выборов во Франции и до, соответственно, лета 2012 года, когда станут более-менее известны перспективы развития на ближайшие несколько лет», - добавил он.

Что касается стабфонда в размере 500 миллиардов, то его, конечно, не хватит для того, чтобы решить все проблемы южных европейских стран, убежден эксперт. По его словам, такой стабфонд может полностью погасить долг Греции, «но по сравнению с долгом, например, той же самой Италией- это капля в море». «Поэтому очевидно, что стабилизационный фонд – это только один из инструментов, который призван поддержать доверие инвесторов к ценным бумагам европейских стран», - полагает он.

«Если будет фронтальное падение, конечно, подушку безопасности мало, что удержит. Есть, конечно, сложности, связанные с эффективностью управления. Необходимо будет гасить пожар на рынке, а ужесточение бюджетной дисциплины как раз позволит распределять риски между всеми странами, таким образом снижая давление на конкретную территорию», - рассказал Абзалов.

По его словам, в действующей системе, к примеру, «банкротство Италии приведет к разрушению фонда, если Италия запросит финансирование из него». «Если же будет создана такая единая система распределения, то банкротство Италии пропорционально ударит по каждой из стран, общеевропейские бумаги, например, снизятся в стоимости», - пояснил он.

«Налицо попытка консолидированной ответственности. Вот ее фонд эффективно может закрывать, а поддерживать каждую отдельную страну в случае банкротства – это не та задача, которая перед ним стоит», - заключил эксперт.

Как писали «Актуальные комментарии», лидеры стран Евросоюза, за исключением Великобритании и Чехии, поддержали соглашение об ужесточении контроля за бюджетной политикой, предусматривающее, в частности, возможность корректировки отдельных решений стран-членов.

Как заявил президент Евросоюза Херман ван Ромпей, все страны, подписавшие договор, обязуются ввести в свое законодательство на конституционном уровне положения, предусматривающие возможность автоматической корректировки решений в сфере долговой и бюджетной политики.

Ожидается, что официально соглашение о бюджетной дисциплине будет подписано на саммите в марте, а затем начнется процесс его ратификации.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".