Статья
2104 29 октября 2012 17:28

Адресные гранты

Необходимо стимулировать российские компании вкладываться в отечественные научные разработки, считает президент Владимир Путин.

«Надо создать такие условия, чтобы и компании наши, и не только государственные компании, но и частные приходили бы в наши учреждения и туда бы вносили деньги. А они "шакалят" по сторонам, просто, понимаете. Я это знаю просто, и переплачивают, и результата часто не получают, и никакого страхования рисков для них нету. Нам нужно вместе выработать такую систему», - заявил глава государства на заседании Совета по науке и образованию, цитирует РБК.

Одновременно Путин призвал изменить систему государственного финансирования науки. 

«Нам необходимо скорректировать бюджетные инструменты, сделать их назначение и использование более адресным, выработать дифференцированный подход к поддержке и финансированию различных стадий исследовательского цикла, установить понятную и прозрачную связь между научными результатами и вознаграждением ученых», - сказал глава государства, передаёт «Интерфакс».

В то же время, по словам президента, необходимо дать возможность для творческого роста молодых исследователей, обеспечить им достойный уровень жизни.

Путин подчеркнул, что изменения и новые подходы необходимо внедрять постепенно, без радикальной ломки действующих институтов. В связи с этим он выдвинул несколько предложений.

«Первое – должен серьезно измениться базовый инструмент поддержки науки – так называемые государственные задания», - сказал президент.

Он напомнил, что сегодня более 75% средств, выделяемых по этой линии, идет на выплату зарплат, оплату коммунальных услуг, текущий ремонт и прочие расходы, а ресурсов на полноценные научные исследования оказывается недостаточно.

«Считаю необходимым при формировании госзаданий разделить задачи по содержанию и развитию научной инфраструктуры от непосредственно самой научной деятельности. При этом важно выйти на ритмичный 5-10-летний цикл обновления материально-технической базы научных и образовательных учреждений», - отметил Путин.

Кроме того, он заявил, что сложившаяся практика госзаданий фактически ориентирована на «освоение» средств, получаемых из госбюджета. Таким образом, по словам главы государства, эта практика уводит на второй план результативность научных изысканий, не создает стимулов для развития необходимой конкуренции в научной среде.

По мнению Путина, одним из возможных решений мог бы стать переход на систему постоянных и срочных контрактов в рамках госзаданий. На постоянные контракты могут быть приняты ведущие исследователи, а для остальных сотрудников будет предусмотрена система срочных контрактов.

«При этом финансирование организаций, имеющих устойчивую мировую репутацию, необходимо вести на постоянной основе, например, в рамках их среднесрочных программ развития», - уточнил Путин.

Он также отметил, что в мире большая часть прикладных исследований и проектов организуется с привлечением внебюджетных средств, однако в России такие возможности серьезно ограничены.

«Эффективной формой привлечения частных средств в сферу науки и образования являются фонды целевого капитала. Соответствующий закон у нас принят, действует. В настоящее время работают 70 фондов целевого капитала с общим объемом 4 млрд. рублей», - сказал глава государства.

Серьезно увеличивается и бюджетная составляющая, которая остается основной. «В 2002 году мы направляли на науку 31 млрд. рублей, а в 2012 - 328 миллиардов. Все-таки разница существенная», - подчеркнул президент.

По его словам, за последние несколько лет также выросла средняя зарплата в государственном секторе исследований и разработок - практически втрое. Все это, отметил Путин, дает некоторые результаты.

«По паритету покупательной способности мы уступаем, конечно, Соединенным Штатам, Японии, Германии, но опережаем такие страны, как Франция, Великобритания и Италия», - сказал российский президент.

Комментарии экспертов

Основная проблема российской науки заключается в том, что отсутствуют системы эффективного внедрения.

Существует фундаментальная наука, существует бизнес-адаптация, и даже венчурные компании, но система эффективного внедрения научных разработок и капитализации их в РФ достаточно узка. Этим занимается «Роснано», «Сколково», несколько других компаний. Но массового масштаба и единой инфраструктуры внедрения в РФ нет. Понятно, что выделение денежных средств или грантов под конкретные разработки, которые имеют конкретный результат – это эффективный инструмент. Основная проблема заключается в том, как этот результат определять.

Для того, чтобы понимать эффективность научных разработок в фундаментальной сфере, необходимо понимать как она будет капитализирована, какой потенциал рынка у данного продукта или услуги и, соответственно, где оно может быть реализовано. Здесь заключается основная проблема. Она заключается именно в оценке экономического потенциала научных разработок.

В целом то, что научные гранты становятся более  целевые, то есть исходят из конкретных показателей, на которые может выйти тот или иной проект – это логично.

Другое дело, что необходимо придумывать еще саму систему комплексной поддержки фундаментальных разработок. Обычно это происходит через команды разработчиков системы внедрения и потом системы капитализации полученного результата. Пока все решает вопрос модели внедрения, но необходимы какие-то меры и для комплексного развития.

Здесь необходим стратегический системный подход, нужна система госконтракта и госзаказа. Проблема заключается не в том, что государство мало заказывает. Проблема в том, что рынок должен в основном быть сформирован компаниями. Если у компании нет запроса на инновации, то даже шесть российских бюджетов проблему не решат. Необходимо стимулировать компании (госкомпании, частные компании) к инновационной деятельности – за счет налогового стимулирования, за счет упрощения систем администрирования. В противном случае государство всегда будет обречено на финансирование науки, но при этом будет отсутствовать частный капитал, а следовательно, и более эффективные схемы отслеживания экономического эффекта от данных разработок.

Поэтому, помимо правильной позиции, связанной с расширением и большей эффективностью госфинансирования в сфере научных разработок, необходимо также продумать систему, которая позволила бы привлекать денежные средства частных инвесторов в данную среду, таким образом формируя рынок и запрос на инновации именно на уровне частных компаний.

 

В предложениях президента относительно новых инструментов  финансирования науки есть несколько моментов. Во-первых,  хотят апробировать ту модель, которая работает на Западе. Ученые здесь часто не имеют постоянную работу, а живут за счет солидных, но временных грантов.

Попытка построить такую систему может быт правильно, но может провалиться, если сторонники рыночного радикализма возьмут верх. Надо понимать, то в науке кроме экономического интереса есть интерес познания истины, который регулируется не рыночным образом. Надо избегать  радикального рыночного пути.

Я не исключаю, что есть прямые агенты конкурирующих геополитических центров, которые бы хотели добить российскую науку. Сегодня сильной может быть только страна, которая обладает сильной наукой.  И надо понимать, что зарубежная наука должны быть нашей союзницей.  И в 90-е годы во многом благодаря зарубежным ученым удалось спасти отечественную науку. Поэтому противники российской науки – не Запад, а рыночные фундаменталисты.

Поэтому не надо забывать, что на Западе большая часть науки делается я в Университетах А университетские ученые в начале своей карьеры работают на контрактах, а затем на постоянной основе. У нас. к сожалению, эта система не создается. К тому же на Западе извлечением прибыли из науки занимаются бизнесмены, а не ученые.

На самом деле ученому надо дать  средний потребительский набор ( зарплату, лаборатории, возможность заниматься наукой), и конечно вернуть престиж научной деятельности.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".