Статья
1191 3 февраля 2010 0:01

«Аэрофлот» взлетел

Основным трендом недели стало усиление «Аэрофлота» на транспортном рынке РФ. Госкомпании будут переданы стратегические активы принадлежащие «Ростехнологиям». Таким образом, будет поставлена точка в противостоянии двух бизнес-структур за контроль над авиаперевозками РФ.
 
В открытую фазу борьба госкорпорации и госкомпании вступила в 2008 году, когда стало известно о передаче «Ростехнологиям» активов AiRUnion. Создание альянса в 2004 году инициировали акционеры «КрасЭйр» Борис и Александр Абрамович. Идею по консолидации активов поддержал экс-глава Минэкономразвития Герман Греф. Таким образом, на базе AiRUnion экс-министр рассчитывал создать частного конкурента «Аэрофлоту». И именно его усилиями 2 мая 2007 года указ о создании альянса был подписан Владимиром Путиным.
 
Осенью 2007 года Греф покинул правительство, а братья Абрамовичи потеряли политическое прикрытие. Уже тогда интерес к AiRUnion обозначил Сергей Чемезов. Так, глава «Ростехнологий» попросил президента РФ внести госдолю в консолидированном авиаоператоре в уставной капитал госкорпорации. Причем, топ-менеджер рассчитывал получить контрольный пакет. В результате оператор должен был стать не частным, а государственным.
 
После продолжительного противостояния с федеральными ведомствами Чемезову все же удалось получить необходимые активы. Так, указ президента России от 26 мая 2008 года запустил процесс передачи «Ростехнологиям» акций ряда авиакомпаний, которые госкорпорация в дальнейшем рассчитывала объединить на базе «дочки» «Росавиа».
 
Вслед за активизацией проекта по консолидации стратегических авиаперевозчиков «Ростехнологии» развернули крупномасштабное наступление на аппаратные позиции «Аэрофлота». В итоге своего поста лишился основной лоббист госкомпании Евгений Бачурин, занимавший пост руководителя Росавиации. Собственно топливный кризис начавшийся летом 2008 года стал весомым поводом для отставки чиновника и ослабления позиций «Аэрофлота».
 
Параллельно основные акционеры «Росавиа» («Ростехнологии» и правительство Москвы) решили выбить из-под авиаоператора финансовый ресурс. Так, в конце 2008 года они направили письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой лишить «Аэрофлот» роялти за транссибирские перелеты.
 
Однако в 2009 году конъюнктура изменилась. Давление на «Ростехнологии» возросло, а финансовое положение госкорпорации оказалось крайне уязвимым. В контексте вышесказанного полноценно поддерживать авиатранспортные активы бизнес-структура не смогла, и стратегические компании решили передать «Аэрофлоту».

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".