Статья
562 5 ноября 2008 0:04

Афроамериканец Барак Обама, представляющий Демократическую партию, избран президентом США. Республиканец Джон Маккейн признал свое поражение и пообещал оказывать поддержку новому президенту

.

Комментарии экспертов

Президентская гонка в США вошла в завершающую стадию, где три главных фактора определили исход борьбы двух партий и двух кандидатов: заявленная экономическая политика, способность противостоять вызовам в области национальной безопасности и личные качества кандидатов.

По разным данным, отрыв Обамы от Маккейна за несколько дней  до голосования составляет от 5 до 7% (сократившись, таким образом, до «незначительного преимущества»). А по данным социологической службы Zogby, в ходе однодневного замера Обама уступил Маккейну 1%. Такой результат обусловлен тем, что в пользу Маккейна начинают высказываться все больше независимых избирателей, работников компаний, инвесторов. Маккейн также набирает очки среди мужчин.  

Процентные колебания, о которых говорят статистические службы, обусловлены рядом факторов, среди которых ключевой - информационные атаки Маккейна и Обамы друг на друга. Для республиканца - это возможность сократить отрыв от соперника и, возможно, даже выйти вперед на финальном этапе, тогда как для демократа Обамы подобная «игра» позволяет сохранить электоральное доминирование и не дать его визави «раскрутить» «сомнительный» сценарий 2000 года. Однако, судя по всему, римейк последнего вряд ли состоится, поскольку существующего отрыва для демократов достаточно, чтобы выиграть гонку.

Что касается возможной внешней политики США при новом президенте, то уже сейчас можно утверждать, что акцент будет сделан на пакистанском и иранском направлениях, тогда как американский контингент в Ираке будет сокращаться (причем это произошло бы как при Обаме, так и при Маккейне с той разницей, что республиканец планировал сделать вывод войск долгосрочным процессом). В целом же республиканская Администрация в большей степени устроила бы Москву. Во-первых, политическая линия «партии слонов» более предсказуема, а во-вторых, Маккейну в любом случае понадобятся усилия для того, чтобы оптимизировать имидж США, как внутри страны, так и в мире. В этой связи, по крайней мере, в первый год, можно было бы ожидать смягчения внешнеполитической активности американского руководства.

Что касается Обамы, то отсутствие у него опыта в большой политике также может служить фактором относительной стабилизации российско-американских отношений. Однако, как при республиканцах, так и при демократах следует ожидать актуализации энергетической повестки дня и активизации притязаний США на ресурсы арктического шельфа.

 Особенно худо после окончательного прихода к власти Обамы будет «молодым демократиям», которых пестовала администрация Дж. Буша. Пока у них есть несколько месяцев, в ходе которых Обама будет создавать аппарат, формировать структуру власти etc. За этот срок и Грузии, и Украине нужно, конечно, очень понравится американской администрации.

Последнее заявление Саакашвили о том, что Россия, дескать, начала войну, но не «пошла на завоевание Грузии» – из этой серии. Грузинская армия – и об этом много говорили и российские, и западные эксперты – оказалась фикцией, продуктом, скорее, пиара, нежели действительной военной реформы. Здесь самое время еще раз объявить о том, как мужественно эти бросавшие свою технику «войска» кого-то там победили. И, конечно, не имеет никакого значения, кого Саакашвили назначил или не назначил на очередной пост: все это сейчас – игра с нулевой суммой.

Перед США же стоит простой выбор: или продолжать очень дорогостоящую и малоэффективную политику поддержки «молодых демократий» - деньгами, оружием, специалистами, или предоставить эти государства самим себе. Если Обама пойдет по второму пути, это станет, возможно, его главной реформой, основным change.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".