Статья
2058 27 ноября 2020 15:08

Академические свободы под угрозой

Академические свободы являются центром университетской жизни. Они служит основой для распространения знаний и формирования независимого мышления студентов и сотрудников. Тем не менее основные элементы академических свобод (свобода преподавания и исследований, автономия, совместное управление и защита занятости) находятся в упадке, пишут эксперты Freedom House Сайпира Фюрстенберг, Тена Прелец, Джон Хизершоу.

В некоторых странах ученые и студенты часто подвергаются преследованиям или арестам за свою научную работу, исследования и публикации. Есть более скрытые угрозы академических свобод, которые обусловлены динамикой рынка и расширением модели корпоративного управления университета.

Феномен интернационализации университетов — процесс, происходящий на национальном, отраслевом и институциональном уровнях, при котором цели, функции и механизм предоставления образовательных услуг приобретают международный характер — является в целом позитивным фактором. Однако международные партнерские связи часто связывают с серьезной угрозой, так как университеты все больше зависят от доходов из иностранных источников.

По данным Scholars at Risk (SAR), во всем мире наблюдается рост академических преследований: с сентября 2018 года по август 2019 года было совершено 324 нападения на высшие учебные заведения в 56 странах. Параллельно, необходимость финансирования вынудила многие крупные университеты сотрудничать с правительствами, а политика ограничивает пространство для свободы выражения мнений и мысли, контролируя то, что преподается, исследуется и обсуждается в университетских кампусах.

В последние годы постепенное сокращение основного государственного финансирования высшего образования заставило университеты конкурировать на мировом рынке за оплату обучения иностранных студентов.

Риски, связанные с двойной финансовой зависимостью, многочисленны. Эти партнерства имеют финансовые последствия; в результате появляется стимул сохранять студентов особенно там, где у учреждения нет других источников финансирования. Опасения по поводу потери дохода от платы за обучение заставляют университеты «закрывать глаза» на поведение авторитарных режимов, а также побуждают сотрудников избегать деликатных тем, что происходит либо открыто или с помощью более тонких намеков, которые приводят к самоцензуре. Хотя примеров открытой цензуры мало, свидетельства того, что самоцензура становится все более распространенной, указывают на то, что академические свободы находится под угрозой.

Студенты и преподаватели государственных стипендиальных программ регулярно подвергаются самоцензуре и наблюдению со стороны органов государственной безопасности. Если академические свободы не будут защищены, то это приведет к ограничению свободы преподавания и проведению исследований, которые считаются актуальными. Нарушения часто приводят к самоцензуре, приостановке или даже, в редких случаях, к потере работы.

Ограничения академических свобод также встречаются в практике исследований и сбора данных. Это может принимать форму лишения академических критиков их личной и индивидуальных свобод или запрета той научной деятельности, которая не соответствует видению режима. На ученых нападали, убивали, задерживали или привлекали к ответственности.

В мае 2018 года Мэтью Хеджес, британский докторант Даремского университета, находившийся в ОАЭ с двухнедельной исследовательской поездкой, был арестован в аэропорту Дубая по подозрению в шпионаже от имени британского правительства, а после был приговорен к пожизненному заключению. Позже Хеджес был помилован и освобожден. Докторант Кембриджского университета Джулио Регени, который в 2016 году приехал в Каир, чтобы провести исследование египетских профсоюзов — политически чувствительной темы в стране, был убит. О многих других случаях ограничения свободы или даже временного задержания не сообщается из-за страха профессиональных и личных последствий.

Гораздо более распространенным, чем эти громкие дела, является тот факт, что большая часть мира остается политически несвободной средой для академических исследований. Ученые, работающие над деликатными темами, часто вынуждены ограничить объем своих расследований из-за риска поставить под угрозу свое здоровье или жизнь.

В большинстве случаев университет выбирает для преподавания ряд тем, которые не вызывают споров и не бросают вызов внутреннему политическому или социальному порядку. Как отмечает Джон Нэгл, преподаватель социологии в Университете Абердина, который четыре месяца проработал приглашенным профессором в национальном университете ОАЭ: «Вместо того, чтобы поощрять критическое мышление, образование в ОАЭ основывается на технократической логике. Образование призвано помочь своему обществу решать сложные социальные проблемы и поддерживать статус-кво». В 2018 году Ноттингемский университет в Нинбо в Китае уволил ученого за критику инициатив, поддерживаемых Коммунистической партией.

Интернационализация высшего образования позволила авторитарным государствам эффективно транснационализировать повседневные формы цензуры и политических репрессий в отношении студентов и преподавателей как дома, так и за рубежом. Многие из этих форм влияния носят косвенный характер, поскольку они проистекают из страха перед прямыми мерами против себя или своей семьи.

Однако ясно то, что авторитарному режиму выгодно осуществлять прямое и косвенное влияние за пределами своей национальной территории. Стабильность режима остается первой заботой автократов. Академические свободы и, следовательно, возможность интеллектуального инакомыслия представляют собой вызов авторитарной структуре. Следовательно, идеи и движения, которые могут поставить под угрозу режим как внутри национального государства, так и за рубежом, подлежат репрессиям. Согласно такой логике, государство должно постоянно подтверждать свое доминирующее положение, проникая в пространства критического мышления внутри и за пределами своих территориальных границ.

Однако риск для академических свобод исходит не только от таких государств. Они создаются и усиливаются рыночными механизмами, которые порождают нерегулируемую конкуренцию между университетами за финансирование, которое они предлагают. Более того, внешнеполитические ведомства некоторых правительств пришли к выводу, что определенные исследования представляют собой угрозу безопасности, и начали налагать ограничения на международное партнерство. Ни рыночные силы, ни подход, основанный на безопасности, вряд ли помогут защитить академическую свободу от транснациональных репрессий и авторитарного влияния; скорее всего, они усугубят ситуацию.

Что может быть более эффективным, так это установление кодекса поведения — в отношении иностранных пожертвований и университетских городков, в отношении защиты иностранных студентов и преподавателей, а также в отношении обучения — для защиты академических свобод в контексте интернационализации. В конечном итоге принятие этих общих стандартов и мер должно быть прозрачным, позволяющим установить отношения подотчетности между руководителями университетов и их студентами и сотрудниками.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".