Статья
1032 11 марта 2010 22:23

Активизация Минфина

Основным трендом недели стала активизация Минфина. Новые инициативы ведомства по повышению эффективности госрасходов призваны укрепить позиции главы министерства Алексея Кудрина в противостоянии с конкурентами. До назначения вице-премьером глава Минфина отвечал исключительно за финансовую политику Правительства. Согласно функционалу, министр курировал бюджетную, налоговую, страховую, валютную и банковскую сферы. При этом его влияние не распространялась на смежные (горизонтальные) ведомства, крупнейшим из которых являлось Минэкономразвития, возглавляемое до 24 сентября 2007 года Германом Грефом. Отсутствие единого Правительственного куратора двух министерств приводило к многочисленным аппаратным конфликтам по линии Кудрин-Греф.
 
Однако после назначения Алексея Кудрина вице-премьером ситуация кардинально изменилась. На новой (дополнительной) должности топ-чиновник стал курировать весь финансово-экономический блок Правительства, включая и Минэкономразвития. В 2008 году после «десантирования» в Правительство Игоря Шувалова, Игоря Сечина и Виктора Зубкова сфера компетенции Алексея Кудрина была существенно урезана за счет перераспределения функций между вице-премьерами. Кроме того, из-под контроля главы Минфина был выведены и некоторые другие аппаратные ресурсы (например, Росфинмониторинг). Тем не менее, в 2009 году глава Минфина сумел укрепить свои позиции, что позволило ему выстроить одну их наиболее мощных групп влияния в правительстве.
 
Формально в зону прямого контроля Алексея Кудрина входят только Минэкономразвития и Минфин, однако вице-премьер обладает значительным ресурсом непрямого влияния. Министр финансов отвечает за составление федерального бюджета, курирует федеральные целевые программы и нефтегазовые фонды РФ (Фонд национального благосостояния и Резервный фонд). На первых экономического кризиса именно через Алексея Кудрина осуществлялось нецелевое финансирование банковского сектора. Кроме того, в I половине 2009 года вице-премьер определял объемы секвестирования ФЦП и расходов федеральных ведомств.
 
Однако, несмотря на рост влияния, Алексей Кудрин пытался получить контроль над каналами госфинансирования. Так, с целью подстраховать бюджетные риски Минфин стал форсировать сокращение государственных расходов. Но как показала практика подготовки бюджета на 2010 год, существенного запаса для снижения трат нет. Значительная часть расходных статей являются защищенными социальными или международными обязательствами РФ (Сочи-2014, саммит АТЭС), серьезное сокращение которых невозможно.
 
Понимая, что сократить объемы государственных трат проблематично, Минфин стал активно искать дополнительные источники доходов. Здесь ведомство Кудрина также столкнулось с системными сложностями. Для того, чтобы компенсировать потери, Минфин рассчитывал повысить собираемость налогов. Причем финансовому ведомству удалось достигнуть определенных успехов на данном направлении. Действительно, в I половине 2009 года налоговая задолженность перед бюджетом сократилась. Однако снижение оказалось незначительным, всего на 300 млрд. рублей. Понимая, что за счет увеличения собираемости налогов дефицит покрыть не удастся, Минфин решил подготовить дополнительные инструменты бюджетной поддержки.
 
Согласно предложениям ведомства Алексея Кудрина этим средством должны была стать программа повышения эффективности госрасходов.
 
Инициативы Алексея Кудрина позволят увеличить аппаратный вес финансового ведомства, так как все долгосрочные целевые программы (ДЦП) будут согласовываться именно в министерстве
 
11 апреля 2017 Новости  Кудрин обещает ВВП рост Центр стратегических разработок (ЦСР) прогнозирует рост экономики России в 2020 году в целевом сценарии на уровне 3,6%, в инерционном - 2%. Такой прогноз глава ЦСР, экс-министр финансов Алексей Кудрин опубликовал в своем Twitter. 27 февраля 2017 Новости  Кудрин: Экономике нужны инновации Серьезной проблемой России является слабое техническое развитие, заявил председатель совета фонда ЦСР Алексей Кудрин, выступая на Российском инвестиционном форуме в Сочи. О цифровой экономике в России много говорится, но практически ничего не делается. 15 февраля 2017 Новости  ОП РФ подверглась критике Комитет гражданских инициатив и эксперты Общероссийского гражданского форума провели исследование эффективности Общественной палаты. Большая часть оценок оказалась критичной. Более 80% опрошенных экспертов оценили работу ОП ниже среднего.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".