Статья
1084 4 октября 2011 9:11

Акцент на АТР

Во второй половине сентября 2011 года в РФ в решающую стадию перешел текущий электоральный цикл. 24 сентября в Москве прошел ХII съезд всероссийской политической партии «Единая Россия». Он ознаменовался определением кандидата от правящей элиты на президентских выборах 2012 года. Им станет действующий председатель правительства РФ Владимир Путин. В свою очередь нынешний президент, Дмитрий Медведев, в случае победы «Единой России» на парламентских выборах 2011 года должен возглавить новое правительство.

Определение кандидатуры правящей элиты на выборах главы государства 2012 года актуализирует вопрос о приоритетах внешней политики РФ в новом президентском цикле. Уже сейчас не вызывает особых сомнений, что именно Путин одержит уверенную победу по итогам голосования в марте 2012 года. И связано это не только с его огромным политическим опытом и стоящим за нынешним премьером административным ресурсом. Ни системная, ни внесистемная оппозиция просто не располагают игроками, сопоставимыми по своему потенциалу с Путиным. Например, наиболее влиятельная и респектабельная из всех системных сил оппозиции, КПРФ, в ходе президентской кампании будет делать ставку на своего многолетнего лидера Геннадия Зюганова. Между тем, хорошо известно, что свой запас политической прочности он успел исчерпать ещё в 1990-х годах. Серьезной конкуренции Путину Зюганов составить не сможет. Схожими с коммунистами возможностями обладают и другие субъекты российской политической жизни. В таких условиях уже сейчас можно начать прогнозировать направленность внешнеполитической линии третьей администрации Путина.

В своей внешней политике будущий президент будет следовать принципу региональной диверсификации. Такой выбор очевиден – он является производной от претензий РФ на статус одной из ведущих мировых держав. Если Россия намерена играть сколько-нибудь внятную роль в глобальной политике, то ей придется проявлять синхронную активность в Евро-Атлантике, Латинской Америке и Африке. Естественно, что каждому из этих направлений будет уделяться разный уровень внимания. Например, наиболее статусными контрагентами для России продолжат оставаться страны трансатлантического сообщества. Но и на остальных треках Москва в период третьего президентства Путина заявит о себе. Особенно это касается Западного полушария, где в 2000-х годах РФ успела найти новых друзей.

В то же время в статусе наиболее преференциального направления окончательно утвердится азиатско-тихоокеанское. Политические и торгово-экономические отношения с региональными игроками (прежде всего, из Восточной Азии) будут определять общий вектор российской внешней политики. На это указывает ряд симптоматичных событий, сопутствовавших выдвижению Путина на пост главы государства. Вскоре после съезда «Единой России» «Газпром» смог договориться с китайской стороной по формуле цены на поставки российского газа в КНР. Теперь субъектам предстоит лишь утвердить отправную точку согласованной формулы. По сути, Москва добилась удобного для себя решения, санкционирующего работу основного канала экспорта энергетического сырья в Восточную Азию. Тогда же в практическую стадию перешло согласование проекта расширения энергетического партнерства между РФ и Южной Кореей. Южнокорейская компания Kogas оценила стоимость участка газопровода через территорию КНДР. Она составила 2,5 млрд. долл. Также Москва и Сеул начали дискуссию по вопросу о рисках транзита газа через территорию КНДР. Нельзя забывать, что 11-12 октября с.г. Путин посетит Китай. Эта рабочая поездка интересна не только своей практической, но и символической составляющей. Она станет олицетворением потенциальной концентрации внимания Кремля на Восточной Азии и АТР в целом.

Азиатский выбор Москвы связан с тем, что за счет АТР она рассчитывает укрепить свои позиции в мировой экономике. Восточная и Юго-Восточная Азия – динамично растущие рынки, заинтересованные в широкой номенклатуре продукции. Речь идет как о сырье, так, например, и о вооружениях. Сразу несколько региональных игроков входит в топ-5 ведущих покупателей российского оружия. За счет торговли с азиатскими странами РФ может заметно расширить свой экспорт, обеспечив тем самым рост бюджетных доходов и укрепление своего финансово-экономического потенциала. Одновременно Кремль способен выстроить с государствами АТР такую систему экономических контактов (в частности, в энергетике), которая будет альтернативой его текущим коммуникациям с ЕС. Именно на это российское руководство рассчитывает, идя на наращивание отношений с КНР и Южной Кореей. В частности, уровень поставок газа в республику Корею может достичь показателей экспорта в Италию. В результате у текущего прикладного взаимодействия России с Евро-Атлантикой появится серьезная альтернатива.

На этом фоне диалог с трансатлантическим сообществом не претерпит существенных изменений. Реакция ведущих европейских и американских политиков на решение Путина вернуться на пост президента оказалась подчеркнуто нейтральной, если не сказать благожелательной. Например, именно в таком ключе на выдвижение российского премьера отреагировала администрация Барака Обамы. Подобный ракурс означает, что Соединенные Штаты и их союзники по НАТО готовы к стабильному взаимодействию с будущим российским руководством. Основное внимание в двусторонних контактах будет уделяться торгово-экономическим связям. Серьезных сдвигов к охлаждению в контактах России с Евро-Атлантикой не произойдет.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".