Комментарий
204 3 декабря 2008 11:58

Актуальные даты

Сегодня в России, как и во всем мире, политики и политологи все больше говорят об экономическом кризисе, чем о реальной политике. Между этими разговорами часто забываются события, в том числе из недалекого прошлого, которые позволяют по-иному посмотреть на будущее, а оно непременно настанет, несмотря на паникерские взгляды, снижение курса рубля и цен на «urals». Пока экономисты черпают свои рецепты во времени выхода из «Великой депрессии», неплохо было бы, не заглядывая так далеко назад, поискать предыдущие точки изменения траектории развития нашей политической системы, для того, чтобы определить ее будущее и понять, кто и как будет эти рецепты применять.

2 декабря исполнился ровно год с того момента, как партия «Единая Россия» во главе с В.Путиным получила 64% голосов пришедших на парламентские выборы избирателей. Именно тогда был достигнут уровень поддержки власти, который держится и поныне (рейтинг Президента, партии и ее лидера остается на том же уровне и даже растет). Именно тогда был окончательно оформлен нынешний властный тандем. Именно тогда была обеспечена легитимность власти на переходный период. Однако, в то время большинство так называемых политологов в основном пеняли, что реализуемая схема обеспечивает исключительно «сохранение Путина у власти» и лишь некоторые отмечали, что «Путин укрепляет государство, а не себя».

Итак, что изменилось для политической системы после 2 декабря 2007 года и стало очевидным не только ее создателям, но и критикам 2 декабря 2008-го? 

Первое. Обеспечена преемственность курса как условие стабильности политической системы в целом. Тут, как говорится, без комментариев.

Второе. Исполнительная власть (Правительство) получила реальный политический вес. Необходимое изменение пропорций ответственности между главой государства и правительством было возможно только при сильном премьере. Любой другой премьер кроме Путина, без сомнений, был бы слабым, перекладывал бремя ответственности на Президента Медведева, ослаблял бы его, заставлял бы «разбрасываться». Такого слабого премьера – известного любителя «тонких настроек», манерно вибрирующего от малейших проблем, а не то что от экономического кризиса, мы уже видели в 2002-2003 годах. Кстати, следующий шаг по возвращению исполнительной власти реальной ответственности Медведев озвучил в своем ноябрьском Послании – теперь Правительство будет отчитываться перед Государственной Думой (законодательной властью).

Третье. Победа «Единой России» усилила роль партий в нашей политической системе. До этого момента партии считались либо незначительным ее элементом, либо бесполезным. Теперь партии получили прямое влияние на формирование исполнительной власти. В Послании Медведева предлагается уже следующий шаг – партии будут реально влиять на исполнительную власть (отчет Правительства), кандидатуры глав регионов, представителей в Совете Федерации. Следующим шагом (скорее всего по итогам очередных парламентских выборов) может стать механизм выдвижения партией (или партий) кандидатур на должности министров.

Четвертое. Закреплено создание в стране партийной системы с доминирующей партией. Неверующих в успех этой модели вполне хватает. Впрочем, это скорее явление психологическое, чем политологическое. Те же самые политологи, которые в 2003 заявляли, что «Единая Россия» на выборах не наберет и 20% голосов, сегодня предрекают, что экономический кризис подорвет позиции партии (хотя, казалось бы, нельзя исключать и обратного – исторические примеры для этого есть). Доминирующая партия как опора системы, скорее всего, сможет эффективно содействовать с властью в процессе ликвидации угроз и возможных последствий экономического кризиса. 

Пятое, не менее, а может быть, даже более важное, чем все остальные пункты. За год произошло становление основы новой властной команды. Такой основой, безусловно, является тандем Путин-Медведев (или Медведев-Путин, что для понимающих на самом деле одно и то же, перестановками пусть занимаются члены филологических кружков). Возможности для «разводок» минимальны. Сделан шаг по отказу от опасного политического принципа, действующего как красная тряпка на быка на слабые головы и «старых государственников» и «новых демократов» - глава государства получает не только конституционные полномочия, но и обязан обладать всеми неформальными механизмами власти своего предшественника. Такого же рода ошибку допускали те, кто постоянно пытались сравнивать, взвешивая на весах истории, Путина и Ельцина. У каждого президента, в зависимости от времени и от стоящих перед страной задач, должны быть своя политическая судьба, своя политическая система ценностей, свой политический стиль. Те, кто считал, что победив на президентских выборах, Медведев должен отказаться от тандема, поставив себе на службу не только политические институты, но и службу прогноза погоды, на самом деле хотели лишь перераспределить в свою пользу его президентские полномочия, оставив самому Медведеву лишь груз ответственности. Медведев же понимает, что как глава государства стал гарантом стабильности и развития всей политической системы. Получив власть, он распределяет ответственность между главой государства, правительством, парламентом и партией в соответствующей закону и историческому моменту целесообразности.

Кстати, 4 декабря намечается еще одна дата – ровно 3 года (4.12.2011) до следующих парламентских выборов – что не так уж и много для тех, кто собирается всерьез бороться за места в будущей Думе. Им придется учитывать все перечисленные политические реалии, чтобы потом не пришлось говорить о неравных шансах и жалеть об упущенных возможностях.

Алексей Чеснаков

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".