Статья
3 Апреля 2010 2:43

Александр Шатилов: К новому Кавказу

<p>Теракты в Москве в очередной раз поставили  вопрос о специфике взаимодействия Центра с Северо-Кавказским регионом. В настоящий момент, как на федеральном, так и региональном уровне,  наблюдается <strong>ситуация неопределенности в отношении Северного Кавказа</strong>. С одной стороны, сепаратизм как системное явление перестал быть актуальной проблемой, несмотря на продолжающееся сопротивление ряда экстремистских группировок и незаконных вооруженных формирований. С другой стороны, местное население находится в состоянии «поиска идентичности» и определения своих политических и мировоззренческих приоритетов. То есть ситуация в данной сфере является «подвисшей» и требующей очень тонкой и деликатной работы по «глубокой» интеграции северокавказских республик в общероссийское политическое и гуманитарное пространство. И такая потребность существует, в том числе, на уровне региона. Не так давно эту мысль сформулировал президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев. В частности, он отметил, что старый лозунг «Северный Кавказ навеки с Россией» необходимо менять на новый – «Северный Кавказ навеки в России». То есть необходимо разрабатывать стратегический проект, предполагающий <strong>определение миссии Северного Кавказа в составе Российской Федерации</strong>. <br />
<br />
Однако  такой работы со стороны федеральных структур пока не ведется. Можно отметить д<strong>ве существующие модели взаимодействия Москвы с региональными субъектами</strong>. Причем обе модели являются «тактическими» и не ставят своей целью разработку долгосрочной стратегии интеграции Северного Кавказа в общероссийскую «ткань». <br />
<br />
<strong>Первая  модель</strong> предполагает жесткую борьбу «силовиков»  с сепаратистами  и радикалами путем «закручивания гаек» и проведения «зачисток» в отношении экстремистских организаций и их пособников. Безусловно, противодействие терроризму требует подобной работы по «силовому сценарию», тем не менее, эффект от подобных акций бывает лишь терапевтическим. В лучшем случае «болезнь» загоняется внутрь, в худшем – жесткие действия (от которых нередко страдает и мирное население) приводят к обратному эффекту, и экстремисты получают дополнительную общественную поддержку. <br />
<br />
<strong>Вторая  модель</strong> во многом «альтернативна»  первой, но не менее неэффективна и «временна». Данный вариант связан с так называемой <strong>«покупкой лояльности»</strong>, прежде всего, в отношении элитных групп. Он реализуется путем интенсивных финансовых дотаций наиболее «проблемным» субъектам с целью «залить деньгами» очаги напряженности. Тем не менее, чаще всего такая тактика является ущербной. Так широкая поддержка без взаимных «обязательств» влечет за собой рост «аппетитов» руководства регионов и соответственно рост их претензий к федеральному Центру. При этом неудовлетворенным оказывается и население, поскольку распределение направляемых из Москвы средств является исключительно «непрозрачным» и не всегда доходит до «конечного потребителя». <br />
<br />
Тем не менее, отрицать необходимость и  первого и второго «тактических» сценариев решения северокавказских проблем было бы неверным. При определенной корректировке они также необходимы для обеспечения стабильности в регионе. <br />
<br />
Однако если говорить о <strong>стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа «на перспективу»</strong>, то ее разработка требует поиска более глубоких консолидирующих начал и интеграционных путей, прежде всего, в идеологической, мировоззренческой и гуманитарной сферах. <br />
<br />
В частности, такие преобразования должны затрагивать разработку следующих вопросов: <br />
<br />
<em>- Формулирование специальной миссии, за которую должен «отвечать»  Северный Кавказ в Российской  Федерации; <br />
- Популяризацию различных форм  «глубокого» сотрудничества северокавказских  республик и народов с другими  народами РФ; <br />
- Кадровый отбор и содействие продвижению наиболее перспективных идеологических, культурных и духовных кадров (в том числе, из числа талантливой молодежи), способных в перспективе стать нравственными авторитетами региона, «гарантами интеграции» (вроде Расула Гамзатова, Махмуда Эсамбаева и др.); <br />
- Разработку проектов «умных»  пропагандистских и PR-акций интеграционного характера; <br />
- Издание литературы интеграционного  духа, преодолевающей взаимное недопонимание  и негативные стереотипы, господствующие  как на Северном Кавказе, так и в остальной части России;   <br />
- Проведение совместных фестивалей, конференций, «круглых столов»,  посвященных обсуждению интеграционной  проблематики; <br />
- Подготовку и продвижение бизнес-проектов, ориентированных на дальнейшую  интеграцию северокавказского региона в общероссийское политическое, социально-экономическое и культурное пространство. </em><br />
<br />
Лишь  такая «комплексная» работа позволит «стратегически» снять остроту взаимного «отчуждения» между Северным Кавказом и остальной частью России. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".