Статья
3 Апреля 2010 2:43

Александр Шатилов: К новому Кавказу

<p>Теракты в Москве в очередной раз поставили  вопрос о специфике взаимодействия Центра с Северо-Кавказским регионом. В настоящий момент, как на федеральном, так и региональном уровне,  наблюдается <strong>ситуация неопределенности в отношении Северного Кавказа</strong>. С одной стороны, сепаратизм как системное явление перестал быть актуальной проблемой, несмотря на продолжающееся сопротивление ряда экстремистских группировок и незаконных вооруженных формирований. С другой стороны, местное население находится в состоянии «поиска идентичности» и определения своих политических и мировоззренческих приоритетов. То есть ситуация в данной сфере является «подвисшей» и требующей очень тонкой и деликатной работы по «глубокой» интеграции северокавказских республик в общероссийское политическое и гуманитарное пространство. И такая потребность существует, в том числе, на уровне региона. Не так давно эту мысль сформулировал президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев. В частности, он отметил, что старый лозунг «Северный Кавказ навеки с Россией» необходимо менять на новый – «Северный Кавказ навеки в России». То есть необходимо разрабатывать стратегический проект, предполагающий <strong>определение миссии Северного Кавказа в составе Российской Федерации</strong>. <br />
<br />
Однако  такой работы со стороны федеральных структур пока не ведется. Можно отметить д<strong>ве существующие модели взаимодействия Москвы с региональными субъектами</strong>. Причем обе модели являются «тактическими» и не ставят своей целью разработку долгосрочной стратегии интеграции Северного Кавказа в общероссийскую «ткань». <br />
<br />
<strong>Первая  модель</strong> предполагает жесткую борьбу «силовиков»  с сепаратистами  и радикалами путем «закручивания гаек» и проведения «зачисток» в отношении экстремистских организаций и их пособников. Безусловно, противодействие терроризму требует подобной работы по «силовому сценарию», тем не менее, эффект от подобных акций бывает лишь терапевтическим. В лучшем случае «болезнь» загоняется внутрь, в худшем – жесткие действия (от которых нередко страдает и мирное население) приводят к обратному эффекту, и экстремисты получают дополнительную общественную поддержку. <br />
<br />
<strong>Вторая  модель</strong> во многом «альтернативна»  первой, но не менее неэффективна и «временна». Данный вариант связан с так называемой <strong>«покупкой лояльности»</strong>, прежде всего, в отношении элитных групп. Он реализуется путем интенсивных финансовых дотаций наиболее «проблемным» субъектам с целью «залить деньгами» очаги напряженности. Тем не менее, чаще всего такая тактика является ущербной. Так широкая поддержка без взаимных «обязательств» влечет за собой рост «аппетитов» руководства регионов и соответственно рост их претензий к федеральному Центру. При этом неудовлетворенным оказывается и население, поскольку распределение направляемых из Москвы средств является исключительно «непрозрачным» и не всегда доходит до «конечного потребителя». <br />
<br />
Тем не менее, отрицать необходимость и  первого и второго «тактических» сценариев решения северокавказских проблем было бы неверным. При определенной корректировке они также необходимы для обеспечения стабильности в регионе. <br />
<br />
Однако если говорить о <strong>стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа «на перспективу»</strong>, то ее разработка требует поиска более глубоких консолидирующих начал и интеграционных путей, прежде всего, в идеологической, мировоззренческой и гуманитарной сферах. <br />
<br />
В частности, такие преобразования должны затрагивать разработку следующих вопросов: <br />
<br />
<em>- Формулирование специальной миссии, за которую должен «отвечать»  Северный Кавказ в Российской  Федерации; <br />
- Популяризацию различных форм  «глубокого» сотрудничества северокавказских  республик и народов с другими  народами РФ; <br />
- Кадровый отбор и содействие продвижению наиболее перспективных идеологических, культурных и духовных кадров (в том числе, из числа талантливой молодежи), способных в перспективе стать нравственными авторитетами региона, «гарантами интеграции» (вроде Расула Гамзатова, Махмуда Эсамбаева и др.); <br />
- Разработку проектов «умных»  пропагандистских и PR-акций интеграционного характера; <br />
- Издание литературы интеграционного  духа, преодолевающей взаимное недопонимание  и негативные стереотипы, господствующие  как на Северном Кавказе, так и в остальной части России;   <br />
- Проведение совместных фестивалей, конференций, «круглых столов»,  посвященных обсуждению интеграционной  проблематики; <br />
- Подготовку и продвижение бизнес-проектов, ориентированных на дальнейшую  интеграцию северокавказского региона в общероссийское политическое, социально-экономическое и культурное пространство. </em><br />
<br />
Лишь  такая «комплексная» работа позволит «стратегически» снять остроту взаимного «отчуждения» между Северным Кавказом и остальной частью России. <br />
 </p>
19 Января 2017 Новости
Минкомсвязь предлагает компромисс
 Минкомсвязь предлагает компромисс Алексей Волин, замглавы Министерства связи и массовых коммуникаций, заявил о предложении сократить объёмы информации, которую необходимо хранить операторам связи согласно «пакету Яровой». Реализация инициативы, уверен Волин, позволит уменьшить затраты операторов до 100 миллиардов рублей.
19 Января 2017 Анонс  Эксперты обсудят отмену «пакета Яровой» 19 января экспертная группа при правительстве РФ под руководством министра Михаила Абызова обсудит возможность отмены или модификации т.н. «закона Яровой». Критически оценить поправки было решено из-за петиции об отмене «пакета Яровой». 16 Января 2017 Новости  Россияне все меньше верят во «врагов» Более половины опрошенных (52 %) россиян считает, что Российской Федерации угрожают многочисленные внешние и внутренние враги. В то же время за два года заметно снизилась доля граждан, считающих, что у сегодняшней России есть враги.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".