Сказано
797 26 января 2009 18:42

Алексей Кудрин, вице-премьер РФ

Глава Минфина вице-премьер Алексей Кудрин опубликовал статью в юбилейном номере журнала «Вопросы экономики». Она посвящена тому, какой дефицит бюджета ждет Россию в 2009 году и в последующие годы и какие меры правительство предпримет для выхода из кризиса. Спасать государство будет далеко не все компании и банки, а всего на антикризисные меры (АКМ) правительство потратит 2,045–2,145 трлн рублей (5,2–5,4% ВВП). Статья Кудрина называется «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию». В ней глава Минфина признает, что наступивший год станет для России очень сложным. В частности, ее ждет значительный дефицит федерального бюджета.

«В 2009 году не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер. 2010–2011 годы должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. В 2010 году дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 году – 3% ВВП», – цитирует статью «Интерфакс». То есть в 2009 году дефицит превысит 5% ВВП. Сейчас Минфин работает над поправками к бюджету 2009 года и намерен представить их в феврале. Всего, по словам министра финансов, на антикризисные меры правительство потратит 2,045–2,145 трлн рублей (5,2–5,4% ВВП). Стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900 млрд – 1 трлн рублей (2,3–2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) – в 1,145 трлн рублей (2,9% ВВП).

Комментарии экспертов

С моей точки зрения, можно спорить с тонкими вещами по поводу параметров кризиса, но главное – это представление о том экономическом кризисе, который есть, как о кризисе чисто циклическом, связанном со спросовым и ценовым шоком по товарам нашего экспорта. С моей точки зрения, такая позиция не вполне корректна. Да, этот фон безусловно есть, и позиция Кудрина – это как всегда позиция профессионала. Но, с моей точки зрения, совершенно недооценена институциональная компонента нашего кризиса, недооценено (и не видно ни в качестве мер, ни в качестве понимания причин) искаженное функционирование нашего рынка, которое порождает гораздо более высокие издержки по продукции. Например, всем хорошо известно, что цена километра автомобильных дорог, которые у нас строятся, в четыре раза выше, чем в США, при том, что рабочая сила дешевле, и машины, оборудование дешевле и т.д. Не учитывается именно институциональная природа нашего кризиса, и без этого понимания преодолеть его будет очень трудно.

Второе. Нет признания и, соответственно, нет мер, связанных с тем, что искажены фундаментальные основания нашего рынка. В тех мерах, которые предлагает вице-премьер, прописывается наличие конкуренции товаров и услуг, в то время, когда внимательный анализ показывает, что у нас все сигналы рынка искажены откатами и конкуренцией административного ресурса. И без преодоления этой ситуации невозможно обеспечить нормальную конкуренцию. А все меры по конкуренции сводятся у нас к антимонопольным инициативам. На Западе, где рынок отлажен, это действительно значимо, а у нас теневые механизмы радикально меняют и стимулы, которыми руководствуются участники рынка, и барьеры радикально искажаются. С моей точки зрения, без этого вряд ли можно снизить масштабы падения производства и уменьшить кризис российской экономики. 

Так что, с моей точки зрения, без создания сколько-нибудь рыночного механизма, без усиления контроля за реализацией инвестиционных программ, будут потрачены гигантские деньги, но антикризисного эффекта добиться мы вряд ли сможем.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".