Алгебраист
В 4034 г. н. э. объединяющая множество рас могущественная Меркатория, возглавляемый архимандритом Люсеферусом культ Заморыша и анархисты-запредельцы сошлись на окраине галактики в системе Юлюбиса.
Общим местом при рассказе о книгах Иэна (М. — в случае, если он пишет фантастику) Бэнкса считается упоминание о нем как о самом великом из современных авторов космоопер. «Алгебраист» — классическая космоопера. В нем есть: а) Галактика (по видимому, Млечный путь), б) ужасный суперзлодей по имени Люциферус (возглавляющий могущественный культ), с зубами из настоящих бриллиантов, в) невероятно древние и могущественные жители газовых гигантов, г) что-то вроде мыслящего уравнения и т.д., и т.п. Единственное, что немного подкачало — главный герой, которому почему-то выделена неэротичная роль антрополога. Все 750 страниц книги двадцатисловными предложениями вокруг провинциального газового гиганта Наскерона будет идти битва с использованием бомб с антиматерией, шуток-прибауток самого пошлого и несмешного рода и дядюшки-моржа.
Жанр умирает. Азимов — мертв, Хайнлайн — мертв, а Бэнкс — пока ещё жив. Но ещё пара таких романов как «Алгебраист» и, возможно, кто-то из поклонников автора забьет его собственным произведением до смерти. «Алгебраист» ужасен. Это не удивительно, если вдуматься. На трупе жанра, а то и национальной литературы иногда вздуваются отвратительные, но гигантские трупные грибы в форме нечитабельных кирпичей, которые пишутся быстрее, чем их успевают читать. Ну, например, в случае русской литературы эту роль выполняет Быков. Также как и Быкову, Бэнксу иногда дают всякие награды и пишут оды критики.
Не потому, что автор этого достоин, а потому, что если перестать это делать, то необходимо признать собственную бесполезность и ненужность, потому, что больше писать некому. Русскому читателю это признать не сложно — в кое веки количество наших великих фантастов-покойников рано, если не больше, фантастов-покойников Запада, а живых (ели признать Василия Головачева как литератора мертвым, но фактичекси — живым) — даже и превзошло.
«Алгебраист» нечитабелен, но профессиональные «читатели» никогда это не признают, пытаясь отложить собственное исчезновение в небытие. Какая сила двигала редакторами «New Fiction» (неплохой серии), когда они выпускали «самую масштабную космическую оперу нового века» не понятно, но, вероятно, только продажи на Западе, спровоцированные, вероятно как раз комментариями критического сообщества. Лишнее доказательство того
Иэн М. Бэнкс, «Алгебраист», М.: Домино, Эксмо, 2011 — 752 с.