Статья
2045 26 мая 2011 14:27

Амбициозные цели

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что Россия через 10 лет должна увеличить ВВП на душу населения почти в два раза.

«Мы ставим перед собой амбициозную цель - уже через десять лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. А ВВП на душу населения должен подняться с сегодняшних 19 с небольшим (тысяч долларов) к отметке 35 и чуть выше (тысяч долларов) на человека», - заявил Владимир Путин, выступая на первом социальном бизнес-форуме в Москве.

Премьер-министр также заявил, что сырьевая модель российской экономики исчерпала себя, поэтому власти дальше не могут мириться с тем, чтобы выполнение социальных обязательств перед гражданами зависела от сырьевой конъюнктуры.

«Сырьевая экономика не только ставит нас на низкие позиции в мировом разделении труда. Главное - она не дает нам выйти на новую ступень в развитии человеческого капитала, обеспечить соцстандарты 21 века», - заявил он.

Он отметил, что почти половина бюджетных поступлений России обеспечивает всего порядка 700 компаний. «Мы прекрасно понимаем, о чем идет речь, мы понимаем, насколько велики риски при таком развитии ситуации», - отметил премьер.

Он убежден, что нельзя строить дальнейшее стратегическое развитие «только на нескольких экспортноориентированных отраслях».

Путин подчеркнул, что даже при сегодняшних высоких ценах на традиционно экспортные товары экспорт необрабатываемого сырья «уже не может служить двигателем роста».

«Мы понимаем, что люди не будут мириться с таким положением», - отметил он.

Правительство также не может мириться с тем, «чтобы выполнение растущих социальных обязательств, повышение доходов граждан, борьба с бедностью попадают в прямую зависимость от факторов, на которые мы с вами не можем никак повлиять. Они от нас просто не зависят. Я имею в виду всплески и провалы мировой конъюнктуры», - отметил глава правительства.

В связи с этим, России необходимо обеспечить опережающее развитие всех несырьевых отраслей экономики.

«Выход в том, чтобы кардинально повысить устойчивость к разного рода внешним шокам. Нам нужно укрепить экономическую базу государственного суверенитета, обеспечить нашей экономике технологическую независимость», - заявил Владимир Путин.

Именно поэтому Россия сейчас делает ставку на развитие внутреннего рынка. «Необходимо опережающее развитие всех сырьевых отраслей национальной экономики», - сказал он.

Премьер отметил, что речь идет о современной индустрии, способной выпускать продукцию, востребованную как в России, так и в мире.

Среди основных принципов современной экономики он назвал рентабельность, спрос, окупаемость и инвестиции.

«Главной движущей силой, драйвером этого развития может стать бизнес. Только бизнес, государство может только помогать обеспечивать и создавать условия», - считает глава правительства.

Владимир Путин считает, что Россия должна использовать опыт развитых мировых экономик, но не слепо следовать ему.

Выступая на первом социальном бизнес-форуме, премьер отметил, что один из участников форума привел в качестве примера ведущую экономику мира - американскую.

«Нам там есть действительно чему поучиться», - сказал Путин. Вместе с тем он предостерег от копирования западного опыта.

«Что они делают: опять выпустили ценные бумаги правительства, и ФРС их благополучно скупила. Что значит скупила? Напечатала деньги и дала в экономику. В результате долг (американского) правительства растет», - сказал премьер.

«Вот это не может быть для нас примером», - указал он.

«Там есть с чего брать пример, без всяких сомнений, и нам здесь ни к чему нос задирать. Но некоторые вещи надо фильтровать», - предостерег Путин, призвав «объективно оценивать позитив наш и наших партнеров, и существующие проблемы».

«Необходимо ориентироваться на лучшие мировые практики. Тогда Россия добьется успеха», - сказал глава российского правительства.

В конце выступления Владимир Путин потребовал от министерств, входящих в экономический блок, работать открыто, в первую очередь, в сфере тарифной политики.

«У нас все-таки развивающаяся экономика и во многих секторах требует особого регулирования», - отметил премьер.

«Самое главное, чтобы все было открыто. Поэтому я прошу Минэкономразвития, министерство промышленности, Минфин открыто осуществлять свою деятельность, чтобы всем было понятно, что правительство пытается достичь баланса интересов», - подчеркнул Путин.

При этом, по его словам, общество вправе оценить эти усилия, «сказать - да, здесь вы эффективно сработали, а здесь - нет, а экспертное сообщество могло бы внести коррективы в работу правительства».

Первый социальный форум российского бизнеса по теме «Несырьевая модель социального государства» проводится общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».

В работе форума, кроме премьер-министра, также приняли участие вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, вице-премьер - руководитель аппарата правительства Вячеслав Володин, директор Института социально-экономических и политических исследований Николай Федоров, представители профсоюзов и общественных организаций, руководители ряда российских регионов.

Форум национального бизнеса - масштабная дискуссионная площадка, создание которой было инициировано самими предпринимателями. С 2005 года на ежегодных форумах «Деловой России» собираются представители малых, средних и крупных предприятий несырьевого сектора для обсуждения ключевых экономических проблем и вопросов.

В этом году на форуме, который проходит в День российского предпринимательства, впервые поднят вопрос о роли несырьевого бизнеса в социальном развитии страны.

В работе форума принимают участие около 1000 человек - собственники и руководители производственных и инвестиционных компаний, представители органов государственной власти, научных кругов, зарубежных бизнес-организаций, политических партий и общественных организаций.

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» - союз предпринимателей несырьевого сектора российской экономики, объединяющая предприятия из более чем 40 отраслей, в т.ч. строительства, машиностроения, лёгкой промышленности, высоких технологий, сельского хозяйства, финансового сектора и других.

Свою задачу организация видит в том, чтобы способствовать формированию благоприятной деловой среды, вести от имени своих членов партнерский диалог с властью и обществом. «Деловая Россия» проводит работу по устранению административных и иных барьеров, содействует защите законных интересов предпринимателей, готовит ежегодные доклады и предложения по актуальным аспектам социально-экономической политики.

Представители «Деловой России» принимают активное участие в работе многих совещательных и координационных органов, общественных советов при президенте и правительстве РФ, федеральных и региональных ведомствах, органах законодательной власти.

Организация была создана в 2001 году, в настоящее время представлена в 63 субъектах России, имеет 40 отраслевых отделений.

Комментарии экспертов
В последнее время одним из основных трендов развития российской экономики является повышение переработки и увеличения доли высокотехнологических отраслей. Очевидно, что для содержания высокого уровня инноваций необходимо серьезно увеличить позиции, прежде всего, малого и среднего бизнеса, который является одним из основных источников инноваций в современном мире.
 
Форум, помимо всего прочего, будет содержать достаточно важные направления российской экономики. Глава правительства, создавая Агентство стратегических инициатив и активно участвуя  в форуме «Деловой России», активизирует процесс запуска сети инновационных дорог. Они позволили бы не просто увеличивать ВВП за счет валового роста добычи сырьевых ресурсов, но еще и за счет увеличения переработки товара и, соответственно, увеличения добавочной стоимости. В этом ключе есть определенный федеральный проект, который глава правительства рассчитывает поддержать. 
 
Очевидно, что для среднего бизнеса крайне важным является вопрос налогового и административного регулирования. Безусловно, снижение и сокращение избыточного административного давления станет одним из ключевых направлений, связанных с улучшением условий для деятельности небольших компаний в Российской Федерации. 
 
Также потребуются определенные налоговые послабления. Размер социального налога, который сейчас представлен, заставляют ряд предприятий уходить в тень, что, конечно, негативно сказывается на экономике и приводит к росту серого сектора в российских отраслях. Поэтому сокращение административного давления и снижение налогового бремени станет одними из ключевых вопросов, который в ближайшие несколько месяцев будет стоять на повестке дня для развития среднего бизнеса. 
 
Что касается Агентства стратегических инициатив, учитывая, что глава правительства позиционировал эту организацию как очень серьезный драйвер развития именно среднего бизнеса, работа этой структуры может помочь в решении определенных задач. 
 

Дело в том, что крупные бизнес-структуры могут позволить самостоятельно проводить свои интересы в том числе в инновационной сфере. Небольшие компании, как правило, инновациями активно не занимаются  ввиду отсутствия необходимого финансового ресурса. А вот средние бизнес-структуры, которые, с одной стороны, имеют денежные средства для того, чтобы поддерживать инновационные направления работы, а с другой стороны, не обладают достаточными денежными средствами, чтобы обеспечить этому необходимое политическое прикрытие, очень серьезно выиграют от создания Агентства. Оно может поддерживать их интересы и максимально минимизировать административное давление, которое болезненно воспринимается этими организациями. 

Надо понимать, что «Деловая Россия» собрана по принципу средних компаний несырьевого сектора. Разработка модели несырьевого развития России - это традиционная задача «Деловой России» и является традиционной повесткой дня. Относительно новым является то, что они соединили несырьевое и социальное развитие.  
 
На мой взгляд, это логично, потому что современная экономика включает в себя еще и большой комплекс услуг, которые надо делать. Один из вице-президентов «Деловой России», моя коллега Елена Николаева выступает с лозунгом социальной модернизации, которая предусматривает модернизацию социальной сферы и превращение социальных отраслей в локомотивы экономического развития.  
 
Таким образом, и индустриальное, и социальное развитие - это идея новых локомотивов развития. И это вполне логично.  Более того, «Деловая Россия» еще год назад представляла достаточно разумное предложение. Она категорически выступала против повышения тарифов страховых взносов в пенсионный фонд и говорила, что это вполне можно компенсировать повышением акцизов на дорогое спиртное и на табак.
 
По их подсчетам, таким повышением акцизов можно получить триллион рублей, не увеличивая нагрузку на бизнес, которая будет снижать темпы экономического роста. Это вполне осмысленная стратегия. 
 
Бывший президент «Деловой России» теперь стал советником президента. Это как раз говорит о том, что руководство страны очень внимательно прислушивается к мнению «Деловой России». 
 

То, что Владимир Владимирович Путин выразил желание участвовать в работе «Деловой России», говорит о том, что прежняя линия на игнорирование позиций бизнеса, который ориентирован на структурные изменения, все-таки преодолевается, и правительство склонно к серьезному глубокому диалогу. 

Идея об ответственности глав регионов за инвестиционную среду не новая, и президент и премьер много раз об этом говорили. Центр, конечно, под крупные проекты может предоставлять, например, госгарантии. Но пока на местах не будут созданы условия, ситуация не изменится. Глав регионов несколько лет стимулируют активно к тому, чтобы они работали в этом направлении.

Что касается преуспевающих регионов, то хорошим примером мне видится Калужская область. Еще до кризиса она была одним из наиболее динамичных регионов по привлечению инвестиций. Там хороший автомобильный кластер, и в целом регион был одним из активных именно по доле инвестиционного капитала в экономике.

В целом же, несмотря на то, что уже есть положительные тенденции в экономике регионов, по инвестициям пока мы не можем сказать, что кризис преодолен. Увы, пока в сфере инвестиций продолжается в ряде случаев спад, во многих случаях стагнация, т.е. ситуация очень благоприятная.

Во многом это связано именно с тем, что основные негативные последствия кризиса преодолены именно за счет федеральной поддержки, а региональные власти мало прилагали усилий, и не всегда они могли реализовать за счет бюджетных средств какие-то программы в сфере инвестиционной привлекательности.

Не всегда это означает, что был серьезный дефицит, иногда и не хватало политической воли на местах.

Что касается механизмов, то центр на федеральном уровне предлагал такие варианты, когда губернатор возглавлял совет по взаимодействию с бизнес-структурами. Губернатор бы отвечал за процесс, это касалось такой важнейшей проблемы как снижение административных барьеров. То есть, предлагалось губернаторов привлекать напрямую. Такие советы и их аналоги существуют. Однако здесь не главное создать какую-то структуру, здесь важно добиться, чтобы она работала.

В некоторых регионах, допустим, в плане продвижения электронных госуслуг уже есть достижения и снижение бюрократизма за счет внедрения системы одного окна. Например, в Татарстане, в Башкирии такая работа идет довольно активно.

Кроме того сами представители бизнеса, такие, например, как «Деловая Россия» высказывались о том, что они готовы предложить региональным властям свои формы сотрудничества, готовы со своими предложениями выйти, по поводу, например, оптимизации налогообложения. Выражалась готовность содействовать организации специальных интернет-порталов на иностранных языках в том числе, содействовать продвижению регионов в информационном поле, что немаловажно.

Не все главы регионов откликаются на это. Часто мотивируя отказ тем, что в бюджете на сегодняшний момент денег нет.  Но не все, особенно в части PR-сопровождения, инициативы затратны. Иногда просто нужно больше активности со стороны региональных чиновников.

Свою миссию в этом процессе повышения привлекательности регионов для инвесторов центр свою миссию выполняет, а вот со стороны региональных властей отклик зачастую недостаточный. Поэтому есть еще, конечно, над чем работать. Хотя достижения есть, но они пока локальные. В целом же влияние кризиса в этой части еще пока ощущается очень сильно.

Бизнес, конечно должен помогать привлечению инвестиций, но бизнес не придет, если там нет условий. Бизнес приходит туда, где есть условия. Есть разные способы, как повысить качество условий, которые имеются.

В республиках Северного Кавказа есть проблемы во многих случаях с инфраструктурой, с кадровыми ресурсами и есть проблемы с безопасностью. Но тем не менее активность инвесторов на сегодняшний день значительно выше, чем ранее.

Потому что, с одной стороны, есть усилия региональных администраций. Пример Чечни, Кабардино-Балкарии здесь очень показателен. Есть федеральный центр, который дает госгарантии под строительство для инвесторов. Это важно. И такая совокупность создает те условия, когда бизнес может прийти в эти регионы, хотя они не самые простые и не самые благополучные в части этих исходных условий.

Поэтому очень многое зависит от позиции региональных властей. Конечно, ожидать, что бизнес-структуры сами создадут себе условия - не приходится. Здесь нужны именно усилия со стороны администрации. Показательно, что много говорится об административных барьерах, и каждый раз во время обсуждения каких-то проектов эта тема всплывает, но все равно бюрократическая составляющая еще очень велика.

То же самое касается электронного формата общения и с населением, и с потенциальными инвесторами. Центр ведь не случайно так стремится к тому, чтобы их внедрить в жизнь, а именно для того, чтобы снизить то, что мы называем трансакционными издержками. То есть для того, чтобы попасть в регион, на какую-то площадку, зачастую приходится нести такие издержки, что сам процесс становится нецелесообразным. Вот с этим нужно бороться и здесь роль администраций мне видится ключевой.

Если говорить о роли среднего бизнеса в социальном развитии страны, то на эту тему будет представлен объемный доклад. Разработана конкретная концепция. Конечно, необходимо простимулировать инвестиции в социальную сферу и вхождение бизнеса некоммерческих организаций в оказание, в том числе, социальных услуг, чтобы повысить их качество и расширить их объем.  
 
Здесь роль бизнеса самая прямая. Но сделать это можно только в тесном сотрудничестве с пониманием государства. Поэтому необходимо наладить очень эффективное государственное частное партнерство, о котором мы сегодня и будем говорить. 
 
Что касается Агентства стратегических инициатив, конечно, я считаю, что оно не только может быть лифтом для среднего бизнеса, а должно им стать. 
Поскольку сейчас только начинается процедура определения стратегии и тактики действий этого агентства, пока еще конкретные проекты вряд ли будет представлены.  
 

Хотя я знаю, что «Деловая Россия» уже готова предложить достаточно серьезный системный подход в целом ряде направлений - и по инновационному бизнесу, и по молодым предпринимателям, и профессионального образования, и по социальной сфере, Я надеюсь, что мы будем с этим агентством тесно работать. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".