Статья
13 Мая 2009 8:34

Америка ищет новых союзников

<p>Новая американская администрация стоит на пороге серьезной переоценки собственных внешнеполитических приоритетов, которая может привести к изменению всей конфигурации международных отношений в мире. Согласно докладу американского Национального совета по разведке (National Intelligence Council) "Глобальные тренды 2025: трансформированный мир" (Global Trends 2025: A Transformed World), представленному в ноябре 2008 года, ближайшие десятилетия станут периодом прогрессирующего сокращения военно-политической и экономической мощи США, при том что Соединенные Штаты все еще останутся самой сильной в военно-политическом и экономическом отношении державой в мире. Наибольший рост как экономической, так и военно-политической мощи будет наблюдаться в регионах за пределами Европы. Следует особо отметить возрастание роли таких стран, как Китай, Индия, Россия, Бразилия, Мексика и ряд других. Это означает, что США будут вынуждены по-новому определить главных союзников и партнеров, с которыми им придется вместе отвечать на вызовы своим стратегическим интересам.<br>
<br>
Президент Обама сформулировал американские стратегические интересы следующим образом. Это Афганистан, где в той или иной форме необходимо окончить войну и установить мирную жизнь и стабильность. Это Пакистан, где жизненно важно сохранить стабильность режима, так как страна обладает ядерным оружием и есть угроза того, что оно может попасть в руки исламских фундаменталистов. Это недопущение того, чтобы Иран и Северная Корея стали ядерными державами. Это так называемый Большой Ближний Восток, сохранение стабильности там особенно важно в связи с выводом американских войск из Ирака. Это нераспространение ядерного оружия. Это энергетическая безопасность для США. Уже сегодня ясно, что традиционные союзники США в Европе и военный блок НАТО практически ни по одному из обозначенных направлений не смогут играть более или менее значительной роли.<br>
<br>
Недавний саммит G 20 в Лондоне привел администрацию США к определенному разочарованию в связи с тем, что европейские партнеры отказались следовать американской политике по стимулированию экономики. А саммит НАТО, посвященный 60-летию организации, еще раз продемонстрировал тот факт, что она по инерции доживает свой век и как военная структура не в состоянии эффективно помочь США в решении стратегических задач. Обещанное увеличение натовского контингента в Афганистане носит исключительно символический характер, и афганская война фактически превращается в исключительно американскую войну, особенно после увеличения численности американских войск еще на 21 тысячу человек в этой стране.<br>
<br>
Таким образом, США придется действительно сменить внешнеполитическую парадигму, что потребует новых подходов в осуществлении внешней политики. В этом отношении кажутся весьма плодотворными идеи, высказанные в посвященном перспективам российско-американских отношений докладе, подготовленном Никсоновским центром под руководством бывших сенаторов Чака Хейгеля и Гэри Харта в марте 2009 года. В нем говорится, что жизненно важные интересы США и их текущие интересы часто приходят в противоречие при осуществлении тех или иных конкретных действий. Из этого авторы доклада делают вывод, что США должны находить в каждом конкретном случае партнеров, с которыми их позиции по другим вопросам могут не совпадать, здесь главное, что с этими новыми партнерами можно решать задачи, отвечающие жизненным интересам США. Однако это в свою очередь потребует учета со стороны американцев интересов партнеров.<br>
<br>
Россия является естественным союзником США практически по всем вопросам, представляющимся американцам жизненно важными. Ни по одному из вопросов интересы двух стран не вступают в конфликт. Это открывает новые возможности для того, чтобы администрация Обамы с большим пониманием отнеслась к предложению президента Медведева о необходимости формирования новой архитектуры евроатлантической безопасности. Я бы сказал, даже шире: новой архитектуры безопасности мира в целом. Очевидно, что новые вызовы и угрозы США исходят из других регионов и для решения этих задач Европа и НАТО обладают весьма скромными, если не сказать незначительными, возможностями. Но, конечно, такой подход потребует отказа от старых стереотипов. Новой администрации США это будет трудно сделать и потому, что целый ряд государств Восточной Европы и некоторые бывшие республики СССР все еще пытаются в рамках как НАТО, так и Евросоюза выставить Россию в качестве очень серьезной угрозы, против которой должна быть направлена военно-политическая мощь Запада.<br>
<br>
Администрации Обамы для определения новой внешней политики и изменения ее парадигмы придется сделать серьезный выбор между жизненно-важными и текущими интересами. Этот выбор в конечном итоге даст ответ на вопрос: кто на самом деле формирует американскую внешнюю политику - Вашингтон исходя из собственных стратегических интересов или Тбилиси, Рига, Таллин и Варшава, которые заинтересованы в сохранении конфликта и напряженности между Западом и Москвой. Постсоветское пространство - единственная сфера, где сегодня сохраняется относительное напряжение между США и Россией. Но если Россия и США пойдут на формирование новой архитектуры безопасности в мире, это не только снимет угрозы для нашей страны, но и рассеет страхи у соседей России на Западе.<br>
<br>
Основными задачами России сегодня являются не экспансия и распространение собственной политической, идеологической, государственной модели (как это было при СССР), а обеспечение безопасности и стабильности на своих границах и модернизация собственной экономики. И здесь российские интересы в полной мере совпадают со стратегическими интересами США.<br>
<br>
Несомненно, как в Европе, так и за океаном найдутся политические силы, которые выступят против изменений парадигмы американской внешней политики. Им легче и удобнее жить со старыми стереотипами и отжившими век институтами. Однако вызывает оптимизм та решительность, с которой прагматичная администрация Обамы действует во внутренней политике, идя на чрезвычайно смелые шаги в сфере реформы здравоохранения, образования и энергетики. И нет причин полагать, что при трезвом и рациональном анализе стратегических интересов США такой подход не может быть перенесен и на внешнюю политику. <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".