Статья
3608 22 августа 2014 16:38

Американский челнок

НАСА в ближайшее время может объявить о заключении нового контракта с одной из американских фирм на строительство «челнока» для доставки астронавтов на борт Международной космической станции (МКС), сообщает The Washington Post.

Это событие вполне ожидаемое для космической отрасли. Разработки ведутся достаточно давно, а рост напряжения российско-американских отношений только подталкивает США к скорейшей реализации собственных программ.

«Как ожидается, в ближайшие недели НАСА объявит о долгожданном решении: заключении многомиллиардного контракта на строительство американского космического корабля, который позволит вдохнуть новые силы в испытывающую трудности космическую программу США», – цитирует ИТАР-ТАСС материал издания.

По данным The Washington Post, основных претендентов на заключение контракта трое: «это два относительных "новичка" в космической отрасли – компании SpaceX и Sierra Nevada, а также "ветеран" – концерн Boeing. «В то время как SpaceX и Boeing создают капсулы для доставки астронавтов на орбиту, третий претендент – Sierra Nevada – разрабатывает, возможно, наиболее интересное предложение. Это "космический самолет", который выглядит как миниатюрная версия космического шаттла и может использовать для взлетов и приземлений взлетно-посадочные полосы», – говорится в материале. Для России это означает прекращение выплат американской стороной 70 миллионов долларов за доставку каждого американского астронавта на МКС.

Ранее глава американского космического агентства Чарльз Болден заявлял, что Америка после 2017 года сможет самостоятельно доставлять своих астронавтов на МКС.

Охлаждение в отношениях между Россией и США никак не отразилось на их сотрудничестве в космосе, ранее заявил руководитель полета российского сегмента Международной космической станции (МКС) Владимир Соловьев, по сообщению «Интерфакс-АВН».

Напомним, НАСА приостановило сотрудничество с Россией, но сделало исключение для тех проектов, в которых заинтересованы сами американцы, в частности для МКС. Сообщение Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства об ограничении реализации совместных российско-украинских программ было размещено на странице ведомства в сети Facebook. «Принимая во внимание продолжающееся нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины, NASA останавливает большинство совместных проектов, которые проходят сейчас», - отметили в NASA.

Специально для «Актуальных комментариев» Наталья Захарова.

Комментарии экспертов

В настоящее время в Соединённых Штатах разрабатываются четыре новых типа пилотирования космических корабля. Это, в первую очередь, конечно, «Дракон», который разработан компанией SpaceX. Он уже благополучно летает к МКС, правда, в автоматическом варианте. Cейчас разрабатывается его пилотируемая версия, рассчитанная на шесть человек. Вдвое превышает «Союз» по пассажиро-вместимости. Видимо, его пилотируемая версия отправится в космос уже через полтора года.

Кроме того, разрабатываются мини-челнок Dream Chaser, корабль CST-100 компании Boeing и корабль «Орион» - это уже непосредственно NASA. То есть, четыре новых типа корабля. «Дракон», видимо, будет летать в космос с помощью разработанного и построенного компанией SpaceX носителя Falcon-9. Что касается других космических кораблей типа «Орион», видимо, что это будет «Атлас-5».

У США есть все основания отказаться от кораблей России, по крайней мере, в течение ближайших полутора-двух лет. Это, конечно, не очень хорошие новости для России, потому что, Америка выплачивала нам до 70 миллионов долларов за полет одного американского астронавта, что, практически, полностью окупало старт «Союза».

Российско-американское сотрудничество без Америки теряет смысл. К сожалению, это является достаточно ожидаемым вариантом развития событий. Потому что, как показывает история советско-российско-американского сотрудничества в космосе, данное сотрудничество реализуется при наличии трёх условий.

Первое – благоприятный политический климат. «Аполлон-Союз» родился на волне международной политической разрядки. Вспомните программы МКС. Россия была приглашена туда, опять же, на гребне окончания «холодной» войны.

Второе условие – это когда Россия может внести в проект что-то конкретное. Это либо техника, как «Аполлон-Союз», шаттл «Мир», либо технологии – это программа МКС, или свой опыт – опять же, это программа эксплуатации орбитального комплекса МКС и шаттл «Мир». На настоящее время мы уже не единственные, потому что китайцы могут тоже что-то внести.

Давайте теперь посмотрим на нынешнюю ситуацию. Российско-американская политика – хуже некуда. NASA нацелилась уже в дальний космос. Что Россия может дать Америке? Ничего, потому что корабли, ракетоносители «Союз», модули для околоземных станций – это то, что уже Америке не надо. Это для неё уже вчерашний или даже позавчерашний день. А у России больше ничего нет. Поэтому нет никакого ни политического, ни научно-технического смысла приглашать Россию в будущие крупные международные космические проекты с участием США и их союзников.

Что касается нас. Для нас МКС – это, наверное, последний шанс обеспечить более или менее долговременное присутствие наших космонавтов на околоземной орбите, потому что после МКС вообще ничего не прослеживается. Возникают какие-то противоречивые мысли либо повторить программу «Аполлон», отправить российских космонавтов на Луну, либо построить космический мусорщик, либо защитить Землю от астероидов. Конечно, хорошая идея. Непонятно только - почему одна Россия будет их реализовывать? Как известно, космический мусор угрожает всем участникам космической деятельности, астероиды угрожают всем странам Земли. Получается, что одна Россия самая богатая, будет на это тратить деньги.

При наличии политической воли у нас есть шансы сделать серьезный рывок вперед. Если Россия хотя бы осуществит собственный пилотируемый полёт к Марсу, потратив в районе 30-40 миллиардов долларов.

Наша цель – дальний космос. За пределы лунной орбиты, вперёд. А в дальнем космосе самая реальная цель – это Марс. Всё остальное либо слишком далеко, либо слишком негостеприимно для нынешнего развития науки и техники. Для работы над дальним космическим полётом - полётом к Марсу, а не на Марс, – долететь и вернуться обратно, - Россия будет создавать принципиально новые технологии, принципиально новую технику. И потом она как партнёр может представлять интерес даже для тех стран, с которыми у неё есть политическое напряжение. Страны могут пойти на преодоление этих разногласий с Россией или отодвинуть эти разногласия в сторону, потому что им будет интересно сотрудничать с РФ как с партнёром.

Сейчас прекрасный момент для того, чтобы, наконец, задать самим себе вопрос: можем ли мы сами, без чьей-либо помощи развивать космические программы? Важно собрать в кулак волю, знания, ресурсы и решительно действовать. У нас пять или шесть лет существует «Сколково». Пора спросить: а что вы делаете? Пора взлетать!

Не избавившись от негатива, к позитиву не придёшь. А чтобы избавиться от негатива, нужно всё называть своими именами: единственное, что мы можем – довести людей до МКС. Через полтора года у американцев уже будет несколько кораблей, которые смогут это сделать. А наши «Союзы» будут как раритетные автомобили на автошоу.

У пилотируемой космонавтики давно кризис жанра, научные программы на околоземных пилотируемых станциях за 40 лет проведены всевозможные, изучены почти все возможные аспекты. Поэтому американцы со своими шаттлами топчутся на месте, очевидно их желание просто «состроить козу» России. Будущее челноков заключается, практически, только в их туристическом использовании.

В проекте федеральной космической программе России на 2016-2025 годы мы видим реальные комплексные проекты, нужные и России, и человечеству в целом. Например, проблему космического мусора Россия будет решать созданием спутника-ликвидатора и комплекса его дозаправки. Мусора сегодня на орбите столько, что он угрожает и пилотируемым кораблям, и научным, и военным, и спутникам связи.

Создание сверхтяжелой ракеты для доставки наших космонавтов на Луну тоже очень интересная и важная задача, как и создание нового лунохода. Тем более, Крым вернулся в Россию, а он представляет из себя идеальный полигон для испытания лунной и марсианской техники.

Ведущееся строительство космодрома «Восточный» стратегически важно для страны и всего Дальнего Востока, а ракетоносители «Ангара» и модернизированный «Союз» и «Русь-М» на десятилетия обеспечат Россию и мир средствами выведения.

Кроме того, в Самаре ведется восстановление производства ракетных двигателей Николая Кузнецова НК-33, которые в 1970-е годы обогнали свое время минимум на полвека, а то и целый век.

27 марта 2024 Новости  Выборы президента США: роль женщин и независимых избирателей Итоги президентских выборов в США будут зависеть от того, за кого проголосуют независимые избиратели, а также женщины, отмечают эксперты американских аналитических центров. Они также указывают на ненадёжность нынешнего преимущества Трампа, которое демонстрируют социологические опросы. 19 марта 2024 Новости  Запад настраивают на поглощение Армении Соединенным Штатам следует начать продавать Армении оружие в случае нового вооруженного конфликта с Азербайджаном, пишет группа экспертов американского аналитического центра RAND*. По их словам, после карабахской войны Армения в настоящий момент находится в политическом кризисе. 15 марта 2024 Новости  Угроза национальной безопасности: американские эксперты о запрете TikTok TikTok угрожает национальной безопасности США, считают эксперты американских аналитических центров. По их словам, соцсеть является частью операции влияния китайского правительства, имеющей целью повлиять на политику США, однако новый законопроект о запрете этой социальной сети несет в себе определенные риски и вызывает вопросы о конституционности такого решения.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".