Сказано
1056 12 февраля 2009 0:00

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ

Систему среднего образования России ждут нововведения, заявил в среду министр образования и науки Андрей Фурсенко. Возглавляемое им ведомство настаивает на исключении из учебной программы курса высшей математики. Специалисты объясняют такое решение чрезмерной нагрузкой на школьников. Кроме того, чтобы поддержать здоровье детей, чиновники предлагают ввести пятидневку, а учебные субботы заменить «днями здоровья».

По новым образовательным стандартам, которые сейчас разрабатываются в России, из школьной программы может быть исключена высшая математика. На таком решении настаивает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, ссылаясь на чрезмерную нагрузку на старшеклассников.

«Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность», – заявил Фурсенко в среду на заседании коллегии по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.

По его словам, необходимы новые стандарты образовательной подготовки, которые позволят школьникам уйти от перегрузок.

«Мы должны ориентироваться не на гениальных учителей, которые могут объяснить высшую математику в пятом классе, а на 13,5 миллионов учеников, живущих как в городе, так и в селе», – добавил он.

В качестве наглядного примера Фурсенко привел ректора МГУ Виктора Садовничего, который, как и он сам, не изучал в школе высшую математику и при этом «не дурнее других». Садовничий действительно поддержал министра, отметив, что из-за «вышки» школьники меньше знают настоящую школьную арифметику и математику.

Кроме того, чтобы поддержать здоровье детей, чиновники предлагают ввести пятидневку, а учебные субботы заменить «днями здоровья».

«Сегодня у 70% школьников есть проблемы со здоровьем. Каждый второй учащийся нуждается в санаторном лечении, каждый четвертый – в лечении в стационаре, каждый третий имеет патологию зрения», – рассказала на заседании первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева.

При этом, отмечает депутат, в старшем звене в профильном классе учебная нагрузка составляет 14 часов в неделю. В школах повсеместно практикуются факультативы, углубленные курсы сверх установленных стандартов.

«Большинство школ даже в начальном звене работают по шестидневной учебной неделе», – подчеркнула Яковлева.

Комментарии экспертов

Землю в четверти делить без Евклида смыслим,

Сколько копеек в рубле — без алгебры счислим

(Антиох Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему»)

Честно говоря, я был (мягко говоря) очень удивлён, увидев это высказывание. Заявление доктора физико-математических наук о том, что высшая математика убивает креативность – согласитесь, очень сложно коментировать. Можно только развести руками. Всё ещё надеюсь, что Андрей Александрович так пошутил, или предался воспоминаниям бурной молодости, когда от нудной математики действительно хотелось отвлечься на что-то более приятное.

Не скрою: я приветствовал инициативы Андрея Александровича и по ЕГЭ, и по реформе структуры науки и образования. Поддерживал, так как считал (и считаю) что такой критерий, как результативность, очень важен для научного труда, как и для любого другого. Казалось бы, реформы направлены на возрождение конкуренции в научной среде, усиление мотивации научных работников и модернизацию научно-образовательной системы. И вдруг, после таких начинаний и помыслов – такое высказывание.

Но как бы то ни было, есть одна важная вещь. Нацеленность реформы школьных программ на «минимальную перегрузку» - фатальная ошибка. Не из-за высшей математики у половины детей проблемы со здоровьем. А совсем по другим причинам – начиная от компьютеров (становящихся неразлучными «друзьями детей» чуть ли не с трехлетнего возраста) с дешёвыми мониторами, ломающими глаза, кончая ранним курением и элементарным разгильдяйством в сочетании с полным невниманием родителей к физическому развитию своих детей (да и когда следить – родители на работе с утра до вечера, надо добывать деньги, чтобы оплатить ипотеку, кредит на машину – нужное подчеркнуть). Надо дополнительно вводить ежедневные уроки физкультуры, а не отменять математику. Да и вообще, лучший способ избавить ребёнка от «перегрузок» - не учить его вовсе. Прекрасное решение!

Между тем, именно советское образование, так «перегружавшее» школьников и учившее их этой ужасной высшей математике, создало все ещё живые российский ВПК и космическую индустрию. Именно воспитанные в «перегружающей» советской школе учёные до сих пор «двигают» науку в лабораториях по всему миру - от Сан-Франциско до Пекина. Оппоненты могут возразить, что все эти знания они получили в своих ВУЗах. Нет и ещё раз нет. Умение думать, навыки дисциплины, трудолюбия, воли и преодоления себя – всё это закладывается именно в школе. И базовые знания закладываются тоже там. ВУЗ, сколь бы много дополнительных знаний не давал, «рассовывает» их уже в сформировавшиеся в школе мозги. И если в школе мозги не сформируются, такой человек просто не сможет нормально учиться в ВУЗе. И основы высшей математики, вне всякого сомнения, способствуют дисциплине ума и готовят школьника к восприятию уже полноценных знаний.

Математизация повседневной жизни со временем только возрастает. Математика понадобится вовсе не только инженерам – но и филологам, экономистам. Уверен, что и полноценное философское образование без математики невозможно. Да и всем остальным, даже тем, кто в будущем никогда не будет сталкиваться с решением сложных математических задач, базовые знания, «азы» в этой области иметь обязательно. Хотя бы для того, чтобы научиться воспринимать современный мир как современный человек, а не как внезапно привезённый из дремучих лесов в шумный город дикарь.

Очень жаль, что необходимость и востребованность математики приходится вновь доказывать в начале XXI века.

Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Владислав Сурков часто и постоянно говорят о необходимости продолжать инновационное развитие и совершенствовать образования несмотря ни на что – в том числе и на финансовый кризис. Прекращение преподавания в школе основ высшей математики приведёт к тому, что об инновационном развитии страны придётся попросту забыть, а соответствующие стратегии – выкинуть на помойку. Да что там инновации – невежественные люди даже бетон на стройке нормально замешать не смогут.

Может быть, всё-таки подумаем об образовании, а не о «перегрузках»? Иначе очередной перегрузки не выдержит Россия.

Надо сказать, пассаж Фурсенко, достойный Мити Ольшанского, меня немало удивил. Мне почему-то сразу же вспомнился доклад, опубликованный в весеннем номере журнала Education Next (он посвящен вопросам образовательной политики), в котором обобщаются результаты тестирований школьников старших классов по математике и естественным наукам, которые регулярно, начиная с 1964 года, проводятся среди стран ОЭСР.

Собственно, основная мысль доклада проста и сводится к следующему: экономическому росту и росту ВВП способствуют успехи школьников именно в математике и естественных науках.

Доклад напоминает, что почти 20 лет назад Национальная ассоциация губернаторов призвала американских старшеклассников к 2000 году улучшить качество знаний по математике. Если бы эта цель была выполнена и США присоединились к мировым лидерам в области знания математики, то ВВП страны на сегодняшний день был бы на 2% выше нынешнего показателя, считают авторы доклада профессор Стэнфордского университета Эрик Ганушек и Луджер Воссман из Мюнхенского университета.

Оказывается, традиционная ориентация советской школы на точные и естественный науки была не так плоха, как последние 15 лет нас пытались убедить либералы всех мастей. И все «веские доводы» на подобную тему — не более чем демагогия, разводимая то ли по злому умыслу, то ли по глупости и опровергающаяся эмпирическим жизненным опытом.

Я далеко не сторонник мирового масонско-сионистского заговора против России, но вопрос, каких целей добивается наше Министерство образования, реформируя программу именно таким образом, у меня возникает.

С тем, что школьная программа перегружена, я полностью согласна, знать все по школьно программе — действительно невозможно. Приходится выбирать, что понадобиться потом для «поступить в институт», а на что можно «подзабить».

У меня была хорошая школа — на тот момент одна из лучших в РФ, стабильно каждый год дававшая 100% поступление в ВУЗы (на 99 год, пока дети еще не кончились, это было не так просто), причем на самые престижные факультеты ведущих ВУЗов. Учителя к такому положению вещей относились с пониманием. И на перегрузку программы, естественно, тоже жаловались — в кулуарных беседах. Однако, ни один из них ни разу не говорил, что сокращать нужно именно математику. Как раз наоборот, говорили о том, что в школе хорошим базисом должны даваться 4 предмета: математика, русский язык, иностранный язык, история. Все остальное — действительно «по профилю», кому-то литературы побольше, кому-то — физики.

По образованию я махровый гуманитарий — политолог, и ответственно заявляю, что знание синусов с косинусами для мозгов весьма полезно. Наоборот, пожалуй, именно высшая математика — одна из тех немногих частей тем, которая по-настоящему креативна и интересна.

И напоследок — каждый раз, когда заходит разговор на подобную тему а ля «нужна ли нам такая сложная математика» я вспоминаю цитату Михаила Ломоносова, висевшую в математическом кабинете у меня в школе: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".