Человек дня
1779 9 июля 2009 15:02

Андрей Нестеренко

Официальный представитель МИД РФ на брифинге подвел итоги визита Барака Обамы в Москву, а также прокомментировал громкие события последнего времени.

Среди ключевых тем, которые в первую очередь волнуют российское внешнеполитическое ведомство, скандальный законопроект о статусе Курильских островов, принятый парламентариями Японии, а также слухи о возможном лишении России права голоса в ПАСЕ.  

Визит Барака Обамы в Москву. По словам Нестеренко, визит Обамы в Россию стал «успешным» и «прорывным», а также «энергетически мощным толчком». И Москва уже сейчас готова сотрудничать с США в сфере ПРО, но на условиях равноправия. При этом дипломат заметил, что на «прорывной» характер визита в Москве рассчитывали изначально, тем более что в российскую столицу Обама приехал «с деловым и конструктивным настроем».

Также, по словам Нестеренко, после состоявшегося в Москве российско-американского саммита стало ближе достижение компромиссных развязок по новому Договору по СНВ. Россия подтвердила, что готова сотрудничать с США в сфере ПРО, но сотрудничать равноправно. «Поэтому ждем решения американских партнеров относительно судьбы третьего позиционного района ПРО в Европе. Тем временем готовы продолжить оценку возможных ракетных угроз, требующих нашего совместного реагирования», – сказал Нестеренко, напомнив, что США намерены продолжать пересматривать свои программы ПРО до конца лета.

Курильские острова. По словам Нестеренко, МИД России считает «неприемлемым» решение японского парламента признать Южные Курилы исконно японской территорией. А «нагнетание необоснованных территориальных требований к России» расценивает как «неуместное, неприемлемое и не соответствующее поиску взаимоприемлемых решений по вопросу о заключении мирного договора». Ранее данное решение японских парламентариев (не имеющее, впрочем, юридической силы) категорически осудили в Госдуме и Совете Федерации.

ПАСЕ. Инициативу ОБСЕ (намерение некоторых депутатов ПАСЕ лишить российскую делегацию права голоса), МИД раскритиковал. «Если такое решение ассамблеи будет принято, уверен, что делегация Федерального собрания найдет верный ответ на такую неуместную, на наш взгляд, инициативу, – заявил Нестеренко. – Хотелось бы выразить недоумение той легкостью, с которой депутаты ПАСЕ в последние годы предлагают рассмотреть вопрос о лишении полномочий делегации то Армении, то Украины, то России».

По данным деловой газеты «Взгляд»

Здесь важно отметить, что в отношениях между Россией и ПАСЕ разгорается скандал и вокруг резолюции, принятой на днях в Вильнюсе. Согласно документу, нацизм и сталинизм признаются двумя главными тоталитарными режимами XX века. Резолюция была инициирована членом литовского парламента. По всей видимости,  латентной целью подобной инициативы может оказаться нежелание прибалтийских государств, роль которых во Второй мировой войне оценивается неоднозначно, быть в центре «архивных скандалов» в связи с предстоящей датой – 70-летием пакта Молотова-Риббентропа.

Комментарии экспертов

С оценкой МИД итогов визита Барака Обамы в Москву согласен лишь частично. Америка получила все что хотела. В результате визита было подписано техническое соглашение о переброске военных грузов через Россию в Афганистан. Эта задача и ставилась как основная в ходе визита. Кроме того, поиск точек соприкосновения с российской стороной, которым занимались американцы, оказался успешным. Президент США показал себя отличным политиком и дипломатом и говорил с российским руководством только о том, о чем хотел сам.

Со стороны России нельзя похвастаться такими же головокружительными успехами, потому что в обмен на конкретное техническое соглашение по Афганистану Россия получила ни к чему не обязывающее американскую сторону рамочное соглашение и «размазанные» цифры по сокращению ядерных вооружений. В этой связи мы уступили довольно серьезно, а в обмен получили лишь обещания.

Думаю, что у президента России, несмотря на общее благожелательное впечатление о визите, должно сложиться определенное мнение относительно эффективности работы подразделений, обеспечивших подписание этих соглашений. Прежде всего, это внешнеполитическое ведомство Администрации Президента и деятельность господ Манжосина и Приходько, деятельность МИДа и Сергея Лаврова. Но, правда, МИД в обеспечении этого визита играл опосредованную роль, поскольку в его компетенцию входила подготовка к визиту на дальних подступах, т.е. в США.

Довольно оперативно сработало внешнеполитическое подразделение премьер-министра России. Изначально завтрак с премьером в плане визита Обамы не значился. Тем не менее, удалось добиться того, чтобы Владимир Путин и Барак Обама посмотрели друг другу в глаза, как в свое время это произошло между Путиным и Бушем. В этой связи, по моей информации, усилиями Юрия Ушакова, обеспечивавшего эту встречу, премьер остался доволен. В общем можно сказать, что Россия должна более последовательно отстаивать свои интересы. Причем, к сожалению, сработала старая схема, когда в ответ на обещания Россия взяла на себя конкретные обязательства.

Очень симптоматично, что не поднимался вопрос о постсоветском направлении, одном из чувствительных во взаимоотношениях между Москвой и Вашингтоном. Как я уже сказал, американский президент старательно избегал этих чувствительных мест. Однако Тбилиси сделал немало для того, чтобы привлечь внимание к этому т.н. «грузинскому вопросу» и интерпретировал замечание Обамы относительно нерушимости грузинских границ как чуть ли не дипломатическую победу грузинского оружия.

Здесь же можно усмотреть только один момент – США готовы выступить гарантом стабильности. Это значит, что Грузии не дождаться от США благословения на эскалацию военных действий в этом регионе. Что касается Украины, то Вашингтон старательно отодвигает этот вопрос в зону взаимодействия России и Евросоюза. При этом США сейчас активно работают в направлении Закавказья и природных богатств Центральной Азии. Но переговорные успехи у американцев там пока довольно скромные.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".