Сказано
1755 22 мая 2009 14:49

Андрей Нестеренко, официальный представитель МИД РФ

МИД России считает недопустимыми заявления главы японского правительства о российской оккупации островов Курильской гряды и подчеркивает законность принадлежности этих островов России. "Премьер-министр Японии г-н Асо (Таро Асо - ред.), выступая на днях в парламенте, сказал, что, цитирую: "Продолжается незаконная оккупация Россией Южных Курильских островов". Вынуждены обратить внимание японской стороны о недопустимости подобных высказываний", - заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко в четверг на брифинге в Москве, сообщает "Интерфакс".

Он подчеркнул, что острова Кунашир, Итуруп и Малая Курильская гряда, возвращения которых требует Япония, "являются территорией РФ на законном основании по итогам Второй мировой войны". "Если применительно к Южным Курилам что-либо является незаконным, то это упорные, не имеющие под собой никаких юридических оснований претензии Японии на упомянутые российские земли", - сказал А.Нестеренко.

Высказывания главы японского правительства, подчеркнул он, противоречат декларируемому самим официальным Токио намерению искать взаимоприемлемое решение проблемы о пограничном размежевании с Россией. "Судя по упомянутому заявлению г-на Асо, японская сторона настроена не на поиск устраивающего обе стороны решения, а на удовлетворение своих неправомерных претензий", - заявил официальный представитель МИД РФ.

По его словам, высказывание японского руководителя не способствует созданию нормальной атмосферы для двустороннего политического диалога, а также для осуществления в соответствии с межправительственными договоренностями обменам между Южными Курилами и Японией, в том числе взаимных безвизовых поездок. "Рассчитываем на то, что в японском руководстве впредь будут проявлять должную политкорректность в высказываниях по чувствительным и сложным аспектам российско-японских отношений", - сказал А.Нестеренко.

Посол Японии в РФ Масахару Коно заявил, что Токио рассчитывает обсудить проблему Южных Курил и заключение мирного договора на встрече президента РФ Дмитрия Медведева и японского премьер-министра Таро Асо в рамках саммита "большой восьмерки" в Италии в июле этого года. "Между нами имеется японо-российский план действий, одним из основных направлений этого плана является вопрос заключения мирного договора. В этом направлении мы должны двигаться дальше, тем самым необходимо вывести японо-российские отношения на стратегически высокий уровень. Это является общей политической болью японского лидера и российского лидера", - заявил посол в четверг в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Он подчеркнул, что во время недавнего визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Японию "не наметилось никакой поддержки" в решении территориального вопроса.

М.Коно выразил готовность Японии рассмотреть возможные шаги в решении проблемы Южных Курил "с учетом возможных новых подходов российской стороны". "Позиция о необходимости создать новые подходы была выражена президентом РФ господином Медведевым. Конечно, мы, в свою очередь, будем, в том числе не на официальном уровне рассматривать возможные шаги с учетом возможных подходов с российской стороны", - отметил посол. "Мы обращаем большое внимание, как в течение ближайших двух или трех месяцев российская сторона внутри власти будет рассматривать такие подходы", - сказал М.Коно.

Комментарии экспертов

Ограничивающим фактором российско-японских отношений остаётся проблема политического взаимодействия по вопросу Курильских островов. И неслучайно японская сторона хотела бы увидеть какое-то продвижение по этому вопросу. Здесь не в последнюю очередь обнадёживает Медведев, потому что он сказал, что мы хотели бы каким-то образом урегулировать данный вопрос в ближайшее время. Но я думаю, что односторонняя сдача этих островов, которые рассматриваются Японией как незаконно оккупированные нами, не предусмотрена.

Другое дело, что, может быть, речь пойдёт о расширении двустороннего экономического взаимодействия при их осваивании и развитии. Наверное, такая модель была бы оптимальной для нас. С одной стороны, она позволила бы сохранить наш политический контроль над ними (они являются частью России), а, с другой стороны, предоставила бы компаниям возможность для инвестирования своих средств, к чему они так стремятся. В конечном итоге, это привело бы к экономическому взаимодействую на несколько ином уровне. Сегодня, если мы говорим об основных сегментах партнёрства в этой области, то речь идёт, наверное, о развитии нашего энергетического экспорта. Импорт условно представлен высокотехнологичной продукцией, автомобилестроением,  машиностроением. То есть у нас несколько дисбалансированная модель. Если бы прошло расширение экономического партнёрства в рамках островов, то здесь какая-то часть японских промышленно-производственных мощностей была бы перенесена на нашу территорию на Дальнем Востоке. Это стратегически важно для этого региона, который сегодня ограничен и в своих людских ресурсах, и в политическом отношении, так как идёт убыль населения.

Стремление увязать тему островов с экономикой со стороны Токио, которое выступает в формате "мягкого шантажа", ограничено экономическим кризисом. В условиях существующих внутриэкономических проблем Японии, им всё-таки выгоднее развивать с нами отношения в экономике. Но стремление привязать эту тему к политическому вопросу играет против них, что, в общем-то, не позволяет сохранять какое-то серьёзное поле для манёвра.

Это как раз показали переговоры Таро Асо и Медведева в Южно-Сахалинске, когда, несмотря на стремление японской стороны проблема островов так или иначе отошла на задний план. Уже есть согласованный формат поставок газа, и, видимо, будут расширяться эти поставки. Не исключаю, что речь вообще может пойти о комплексном расширении энергодиалога, что в конечном итоге нивелировало степень японских притязаний.

Таков сегодня общий фон российско-японских отношений. В жёстком формате он укореняется именно в экономической плоскости. В отношении политики и военного сегмента взаимодействия у нас возможностей для диалога меньше, чем, скажем, с Южной Кореей, потому что южнокорейское руководство сегодня демонстрирует в том числе желание покупать наши вооружения. У Японии такого стремления нет.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".