Статья
19 Января 2012 1:45

Антикоррупционная санация

<p>В том, что борьба с коррупцией является одной из основных тем избирательного сезона, можно не сомневаться. Без сомнения, эта тема будет активно использоваться. В выступлениях первых лиц именно системная коррупция признается одним из главных дефектов существующей системы власти. Это официально признанный порок, изъян существующего режима, с которым руководители и создатели этого режима могут и должны открыто бороться, особенно в предвыборный период. Власть признает эту проблему, и готова сделать какие-то шаги. Антикоррупционная повестка выгодна, потому что именно первые лица способны принять такие решения, которые сформируют какую-то новую реальность в этой сфере, которые могут позволить перехватить инициативу.</p>
<p>Если первые лица, президент и фаворит президентской гонки сделают те шаги, которых они раньше не делали, то это может еще и превратить  антикоррупционную тематику в один из эффективных инструментов предвыборной мобилизации. И сейчас на самом деле мы видим, что делается нечто из ряда вон выходящее. Вспомним, что раньше вопрос о контроле над расходами чиновников поднимался только очень осторожно в качестве гипотетически возможного варианта. Сейчас он уже переходит в практическую плоскость.</p>
<p>Это мера поддерживается, согласно недавним опросам, подавляющим большинством населения страны. Она становится частью нашей политической правоприменительной практики. Дальше, вероятно, начнется борьба с оффшорными схемами, они являются важнейшим инструментом коррупции в окологосударственном секторе. Партнерство с фирмами, бенефициары, которых неизвестны, является одной из основных системных серьезных коррупционных схем, гораздо более укорененной и распространенной, чем банальное взяточничество. Здесь тоже какие-то шаги делаются. А именно: появится необходимое требование к государственным компаниям раскрывать структуры собственности своих партнеров. Прежде всего, речь должна идти о подрядчиках, о тех компаниях, которым государственные компании платят деньги. Здесь уже звучит критика, высказываются сомнения в том, что эту политику доведут до конца. Для того, чтобы эта абсолютно правильная, разумная мера раскрытия структур партнеров госкомпаний действовала, это должно быть переведено в плоскость законодательных требований.</p>
<p>И здесь, на мой взгляд, важен не столько демонстративно показательный режим по отношению к нескольким крупным или мелким фирмам, сколько то, чтобы эти требования о прозрачности структуры собственности для контрагентов госкомпаний были укоренены в законе достаточно прочно и вошли в нашу повседневную практику. Пожалуй, главный принцип в системной коррупции в современной России - это неформальный принцип круговой поруки, уверенность крупных и должностных лиц, представителей крупного бизнеса в том, что если они соблюдают системные правила игры, не нарушают определенных неформальных, негласных границ, то им могут быть гарантировано отсутствие неприятностей.</p>
<p>Знаком серьезности намерений действующей власти может являться отказ от этого принципа круговой поруки, который мог бы выразиться в показательных процессах против тех нескольких лиц, которые раньше считались неприкасаемыми.</p>
<p>Это самая действенная электоральная мера, которая действительно может иметь большой потенциал с точки зрения антикоррупционной санации. Правда, она станет и самой сложной для нынешней правящей команды. Поэтому, я предполагаю, что она будет претворена в жизнь лишь в том случае, если политический кризис потребует таких радикальных выходов и решений.</p>
<p><strong>Михаил РЕМИЗОВ</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".