Статья
554 19 января 2012 1:45

Антикоррупционная санация

В том, что борьба с коррупцией является одной из основных тем избирательного сезона, можно не сомневаться. Без сомнения, эта тема будет активно использоваться. В выступлениях первых лиц именно системная коррупция признается одним из главных дефектов существующей системы власти. Это официально признанный порок, изъян существующего режима, с которым руководители и создатели этого режима могут и должны открыто бороться, особенно в предвыборный период. Власть признает эту проблему, и готова сделать какие-то шаги. Антикоррупционная повестка выгодна, потому что именно первые лица способны принять такие решения, которые сформируют какую-то новую реальность в этой сфере, которые могут позволить перехватить инициативу.

Если первые лица, президент и фаворит президентской гонки сделают те шаги, которых они раньше не делали, то это может еще и превратить  антикоррупционную тематику в один из эффективных инструментов предвыборной мобилизации. И сейчас на самом деле мы видим, что делается нечто из ряда вон выходящее. Вспомним, что раньше вопрос о контроле над расходами чиновников поднимался только очень осторожно в качестве гипотетически возможного варианта. Сейчас он уже переходит в практическую плоскость.

Это мера поддерживается, согласно недавним опросам, подавляющим большинством населения страны. Она становится частью нашей политической правоприменительной практики. Дальше, вероятно, начнется борьба с оффшорными схемами, они являются важнейшим инструментом коррупции в окологосударственном секторе. Партнерство с фирмами, бенефициары, которых неизвестны, является одной из основных системных серьезных коррупционных схем, гораздо более укорененной и распространенной, чем банальное взяточничество. Здесь тоже какие-то шаги делаются. А именно: появится необходимое требование к государственным компаниям раскрывать структуры собственности своих партнеров. Прежде всего, речь должна идти о подрядчиках, о тех компаниях, которым государственные компании платят деньги. Здесь уже звучит критика, высказываются сомнения в том, что эту политику доведут до конца. Для того, чтобы эта абсолютно правильная, разумная мера раскрытия структур партнеров госкомпаний действовала, это должно быть переведено в плоскость законодательных требований.

И здесь, на мой взгляд, важен не столько демонстративно показательный режим по отношению к нескольким крупным или мелким фирмам, сколько то, чтобы эти требования о прозрачности структуры собственности для контрагентов госкомпаний были укоренены в законе достаточно прочно и вошли в нашу повседневную практику. Пожалуй, главный принцип в системной коррупции в современной России - это неформальный принцип круговой поруки, уверенность крупных и должностных лиц, представителей крупного бизнеса в том, что если они соблюдают системные правила игры, не нарушают определенных неформальных, негласных границ, то им могут быть гарантировано отсутствие неприятностей.

Знаком серьезности намерений действующей власти может являться отказ от этого принципа круговой поруки, который мог бы выразиться в показательных процессах против тех нескольких лиц, которые раньше считались неприкасаемыми.

Это самая действенная электоральная мера, которая действительно может иметь большой потенциал с точки зрения антикоррупционной санации. Правда, она станет и самой сложной для нынешней правящей команды. Поэтому, я предполагаю, что она будет претворена в жизнь лишь в том случае, если политический кризис потребует таких радикальных выходов и решений.

Михаил РЕМИЗОВ

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".