Статья
3143 13 марта 2012 15:24

Антикоррупционный Совет

Президент Дмитрий Медведев провел очередное заседание Совета по противодействию коррупции, передает «Интерфакс»

С момента предыдущего заседания Совета прошло чуть больше года, но президиум Совета за это время собирался неоднократно.

На последнем его заседании был рассмотрен представленный Минюстом проект Концепции взаимодействия органов госвласти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года.

На сегодняшнем заседании речь пошла о доходах государственных чиновников. 

Президент заявил, что в соответствии с новым законопроектом и национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 гг. будет установлен контроль за расходами госслужащих.

«Цель очевидна: если проверка выявляет, что расходы чиновников по тем сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать, явно превышают его доходы, и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства», - сказал Медведев.

Как он отметил, основы правовой системы РФ и, в частности, принцип презумпции невиновности «не позволяют применять к чиновникам меры уголовно-правового характера, если не доказано, что они получили эти средства преступным путем».

«Соответственно термин статьи 20 (Конвенции ООН - ред.) - «незаконное обогащение» - в системе наших правовых координат может употребляться только тогда, когда преступление как уголовно наказуемое деяние выявлено и доказано», - подчеркнул глава государства.

Во всех остальных случаях, по его словам, следует говорить об обогащении «неизвестного происхождения».

«Но меры ответственности к тем, чьи расходы явно превышают доходы, могут быть приняты в рамках других процедур», - отметил Дмитрий Медведев. 

Также президент сказал, что в соответствии с законопроектом о контроле за расходами госслужащих государство может истребовать данные об источниках средств чиновников в случае, если «сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы».

По словам президента, информация о несоответствии доходов чиновников их расходам может предоставляться «не только правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, но и СМИ, общественными объединениями и любыми заинтересованными лицами».

Президент пояснил, что речь идет о лицах, замещающих государственные должности, госслужащих, муниципальных служащих, а также о сотрудниках организаций, которые создаются государством.

В соответствии с законопроектом все они обязаны предоставлять сведения о том, какие средства были потрачены ими, а также членами их семьи (супруги и несовершеннолетние дети) на приобретение недвижимости, ценных бумаг (акций) и транспортных средств.

«Речь идет о таких сделках, которые в той или иной форме фиксируются государством», - подчеркнул Медведев на заседании Совета по противодействию коррупции.

При этом глава государства отметил, что могут быть истребованы данные об источниках израсходованных средств, которые подтверждают законность их получения.  

Дмитрий Медведев также сообщил, что подписан национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.

«Предыдущий план действовал в течение 2010-2011 годов и позволил нам сформировать законодательные и организационные основы для того, чтобы бороться с коррупцией на принципиально другом уровне», - сказал глава государства .

Теперь, по мнению Медведева, «надо идти дальше». 

Кроме того, президент поручил вынести этот план на широкое обсуждение. 

«Я считаю, что проект национального плана и законопроект надо вынести на обсуждение граждан, общественных организаций и широкого круга экспертов. Законопроект будет размещен на интернет-ресурсе системы общественной экспертизы», - подчеркнул глава государства. 

Дмитрий Медведев поручил правительству и президиуму президентского Совета по противодействию коррупции выявить конфликт интересов для госслужащих и для чиновников, назначаемых и освобождаемых президентом и правительством. Это поручение также содержится в национальном антикоррупционном плане на 2012-2013 годы.

В плане также есть поручение правительству учредить в 2012 году гранты для общественных объединений и СМИ за «формирование в обществе активного неприятия коррупции».

Руководители федеральных органов исполнительной власти до 1 октября 2012 года должны будут доложить о проделанной работе по профилактике коррупционных правонарушений.

Напомним, в январе прошлого года Дмитрий Медведев обозначил наиболее актуальные задачи в борьбе с коррупцией и дал соответствующие поручения.

Президент потребовал начать проверку достоверности и полноты деклараций о доходах госслужащих, привлекать к ответственности за недостоверность предоставляемых сведений. Он поручил проверить и эффективность самой системы предоставления информации.

Федеральной налоговой службе и Генпрокуратуре было дано три месяца на проверку достоверности сведений, указанных в декларациях чиновников.

«Это хорошо, что все их заполняют. Это привычка к ответственности, понимание того, что не должно быть расхождения между собственно доходами, которые продекларированы, и реальными источниками этих доходов, хотя мы прекрасно понимаем, что нынешняя система декларирования, как и всякая система, несовершенна. Скажем откровенно, существует масса способов укрыть те или иные доходы от декларирования», - сказал Дмитрий Медведев.

Он высказался тогда за усиление «элемента публичного контроля». «Общественные организации и члены Общественной палаты должны активнее использовать свои возможности для публичного контроля за доходами госслужащих. Конечно, это не должно превращаться в охоту за ведьмами, не должно рассматриваться как один из способов сведения политических счётов, но контроль должен быть другой», - предупредил глава государства.

По итогам нынешнего Совета антикоррупционные меры прокомментировал глава администрации президента РФ, председатель президиума Совета по противодействию коррупции Сергей Иванов.

Он считает, что появление нового национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы и закона о контроле за расходованием средств госслужащих не должны стать поводом для начала неоправданного процесса «охоты» на госчиновников. «С одной стороны, нам нужен контроль за расходами, с другой стороны, мы не можем превращать весь этот процесс в "охоту на ведьм" и сведение счетов, что для России, к сожалению, тоже может быть широко применимо», - сказал Иванов журналистам после заседания Совета.

По мнению Иванова, следует думать и о честном имени чиновника. «Нельзя создавать ситуацию, когда чиновник, честно исполняющий свои обязанности, - а таковых, смею утверждать, - у нас большинство, будет не работать, а только отписываться и доказывать, что, извините, он не "верблюд"», - добавил глава администрации президента РФ.

Как отметил чиновник, новый закон о контроле за расходами госслужащих должен вступить в силу с 2013 года, и чиновники должны будут его учитывать при составлении декларации о доходах за текущий год.

Иванов сообщил, что до 22 марта Совет обобщит все предложения, которые поступят в ходе общественного обсуждения законопроекта, и «в конечном виде представит его президенту для подписания и внесения в Госдуму». 

Комментарии экспертов

Идея полного искоренения коррупции -  утопическая. Не только в нашей стране, но в том или в ином виде коррупция существует. Но надо понимать, что если победить коррупцию нельзя, ее можно минимизировать. Для этого нужно проанализировать те возможности, которые для этого существуют в стране. Нужно постараться сделать все, чтобы ликвидировать «питательную среду» для этого явления. Нужно проверить законы, проверить регламент работы  чиновников, посмотреть, каким образом эти отношения выстраиваются, для того, чтобы минимизировать «поляну» для возможностей совершать коррупционные действия. 

Но это не самое, наверное, важное. Самое важное и сложное для нас – это изменение психологии наших граждан. Мы все привыкли к этой ситуации и подпитываем ее сами с самых низов и до самых верхов. Мы в некотором смысле сжились с этим явлением и даже не считаем его чем-то зазорным. Чего скрывать, мы привыкли все делать за взятки -  начиная от ситуации на дорогах и заканчивая детскими садами, поликлиниками и т.д. Конечно, эту ситуацию можно изменить. Но нужно оказывать давление на все общество: как на обыкновенных граждан, так и на тех, кто задействован на госслужбе. 

В Общественной палате этой тематикой давно занимаются мои коллеги. 

На мой взгляд, когда мы говорим о коррупции, мы должны говорить в целом о борьбе с преступностью. Мы отдельно говорим о борьбе с терроризмом, отдельно о борьбе с коррупцией. На самом деле, все эти явления называются одним емким словом «преступное посягательство». Чтобы эффективно  бороться, в том числе и с коррупционными проявлениями, нужно принять соответствующую доктрину о выстраивании правового общества и государства, о противодействии любому виду нарушений законов. Коррупция найдет, безусловно, свое отражение в этих концепциях и в системной борьбе государства с преступными проявлениями. В принципе, я знаю, что есть целая программа ООН, которая посвящена борьбе с коррупционными проявлениями, как раз направленная в большей степени на воспитание общества в нетерпимости к подобного рода явлениям..  

Борьбе с коррупцией как явлением должны послужить две вещи. Во-первых, нужна максимальная открытость государственных услуг, и вообще,  при принятии управленческих решений в государственных структурах. В случае, если общество будет знать и иметь возможность тем самым контролировать принятие решений (это касается и государственных закупок,  и строительства инфраструктурных объектов, и кадровых решений), возможностей для коррупции будет намного меньше. 

Во-вторых, очень важная составляющая борьбы с коррупцией - уменьшение произвола чиновников. Но контролировать чиновников чиновниками -  это путь в никуда. Чиновников должно контролировать общество, которому они, собственно, и служат и которое им платит и является источником их должностного положения, которое для некоторых является в свою очередь способом извлечения нетрудовых доходов (как было принято выражаться 30 лет назад). Поэтому, в случае, если общество будет иметь возможность видеть, какого рода решения принимаются чиновниками, на основании каких критериев, насколько они соответствуют принятым нормам и регламентам, коррупционные составляющие снизятся. 

Повторяю, особенно важно  разработать некую блок-схему для работы чиновников, чтобы они принимали решения на основании четких, регламентированных правил. В этом случае возможность принятия решения чиновником в пользу того или иного контрагента, который предлагает ему деньги или еще что-то в этом роде, будет намного уже.

В России коррупция, конечно, является значительной частью национального образа управления. Появилась она, конечно, не в последние 20 лет и даже не в советское время. Принято сейчас считать, что в это время коррупция была намного меньше. Коррупция в советское время была исключительно сильная. Мы прекрасно помним, что об этом говорил даже Райкин в своих выступлениях и все воспринимали это как естественное явление. Зайти с черного хода к товароведу или получить квартиру с помощью каких-то специальных отношений с районными чиновниками - было делом абсолютно естественным. Исторически такая традиция заложена еще решением боярской думы о том, чтобы чиновники кормились от дел: тогда было принято решение о том, что некоторым чиновникам  не платится жалование, а его кормят дела, которые он рассматривает.

Более того даже великий преобразователь России Петр  Первый, устанавливая должности в прокуратуре, писал о том, что жалование платить не надо, пусть кормятся от дел.

Но как бы то ни было, в России есть исторический пример успешного преодоления коррупции. Это период правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, когда после изгнания интервенции и восстановления национального государства следующей основной задачей нации было именно преодоление коррупции. И это случилось, хотя эта задача была выполнена нескоро, приблизительно  в течении 25-30 лет. Но, тем не менее, это  произошло.

Последним актом, связанным, скажем так, с прекращением назначения на должность не в связи с деловыми качествами, а в связи, например, с родословием, было сожжение так называемых «разрядных лиц».  После этого прекратилась знаменитая  система местничества, которая в значительной степени являлась одним из источников коррупции. Конечно, коррупция не была искоренена полностью, но как феномен, влияющий на государственную и общественную жизнь, она была побеждена. 

Поэтому, не надо думать, что коррупцию сейчас в России можно победить за 5 лет. Это невозможно. Но за деятельность одного поколения это сделать  можно.

И еще очень важный момент. Разрастание коррупции в значительной степени  - это следствие снижения морали в обществе. А снижение общественной морали  - это, конечно, последствие того разлагающего образа жизни, который вело наше общество в советское время. И именно это привело к тому, что в 90-е годы даже никто палец о палец не ударил, чтобы сохранить страну. И это в значительной степени привело к тем последствиям, которые все мы ощущали в 90-е годы. Понятно, что без повышения морали в обществе победить коррупцию невозможно. 

Поэтому задача борьбы с коррупцией  - общекультурная. Это не только задача правоохранительных органов. Тем не менее, конечно же, те меры, которые принимаются (по декларированию доходов чиновников, по пресечению конкретных уголовных деяний в этой сфере) - важная составляющая антикоррупционной борьбы. Но, повторяю, победить коррупцию в целом, как явление, только этими методами невозможно. Нужны изменения в сфере общественной морали.  

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".