Статья
26 Июня 2009 0:01

Антикризисная "упрощенка"

<p>В Госдуме приняты законопроекты, касающиеся антикризисных мер по поддержке малого бизнеса. Поправки в Налоговый кодекс повысили уровень дохода, подпадающего под "упрощенку" с 15 до 45 млн. руб в год. </p>
<p>Госдума приняла во втором и третьем чтении закон «О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ», направленный на расширение возможности применения малым бизнесом упрощенной системы налогообложения. Этот законопроект был внесен группой депутатов в сентябре прошлого года.</p>
<p>Как сообщает Интерфакс, в законопроекте увеличена сумма дохода, при которой организация может переходить на упрощенную систему налогообложения. С 15 млн до 45 млн рублей увеличен допустимый уровень годового дохода, который позволяет платить налоги по упрощенной схеме. </p>
<p>Также увеличивается норматив дохода, при котором налогоплательщик теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. Согласно действующему законодательству налогоплательщик теряет право на применение «упрощенки» в том случае, если его доход по итогам налогового периода превысил 20 млн рублей. В законопроекте эта планка увеличивается до 60 млн рублей.</p>
<p>Депутаты приняли решение, что предлагаемые законопроектом нормы будут действовать временно - в течение трех лет.</p>
<p> </p>
<p> </p>
Комментарии экспертов
<p>Малый бизнес по сравнению с другими странами у нас развит очень слабо. Это связано с историей возникновения современного бизнеса в постсоветское время. Процент ВВП, который производится малым бизнесом, у нас, наверное, в десятки раз меньше, чем аналогичный процент в развитых странах. Очень важно то, что малый бизнес в значительной степени является гарантом социальной стабильности, потому что малые компании, как правило, намного более адаптивны к изменяющейся экономической конъюнктуре, в результате чего кризис не столь сильно на них сказывается. Кроме того, малый бизнес – это ведь часто бизнес-ниша, основанная на образе жизни людей, и поэтому естественно, что люди, вне зависимости от наличия или отсутствия кризиса, продолжают питаться, где-то жить, учить детей и т.д. </p>
<p>Кроме исторических причин слабой развитости малого предпринимательства, существует еще и проблема безумной бюрократической зарегулированности. Поэтому любые действия правительства и законодателей, направленные на то, чтобы упростить жизнь малому предпринимателю, должны приветствоваться. Стандартный пример – бабушка, торгующая пирожками. Для того, чтобы вести законный бизнес она должна иметь профессионального бухгалтера и платить ему, условно говоря, 1000 долларов в месяц. Понятно, что никакой малый бизнес этого выдержать не может. Поэтому любое упрощение жизни малого бизнеса, на мой взгляд, является исключительно важным и полезным действием. </p>
<p>Достаточно или недостаточны такие меры? На мой взгляд, недостаточны, но прекрасно, что они, во всяком случае, начинают предприниматься. Несмотря на то, что много раз в течение последних лет и на уровне правительства, и на уровне президента говорилось о таких мерах, они всё-таки недостаточны. Конечно, и серьёзное налоговое бремя, и тяжёлая ситуация, связанная с бюрократическими издержками, увы, по-прежнему делают и открытие бизнеса, и его ведение чрезвычайно сложными. </p>
<p>Поэтому мы сталкиваемся с монополизмом даже в таких смешных проявлениях, как розничная продажа хлеба. Каждый из нас сталкивается с этим явлением ежедневно. Для каждого из граждан наличие нормально развитого малого бизнеса было бы полезно и с точки зрения просто нашего кошелька, и с точки зрения социальной стабильности, и развития государства, налоговой базы и т.д. Есть прекрасные примеры, на которые можно ориентироваться. Например, Сингапур, где ведение бизнеса действительно является исключительно удобным. По сравнению с такими странами нам есть, куда ещё двигаться вперёд. <br>
</p>
<p>Годовой доход в 45 млн рублей – это промежуточное положение между совсем мелким бизнесом и средним предприятием. Поэтому я думаю, что это нормально, что мы, по крайней мере, отнесли к малому бизнесу предприятия с таким уровнем дохода. Иначе бы это были одни ларьки, которые торгуют на улице сигаретами или пивом. </p>
<p>Наверное, расширение применения упрощенной схемы налогообложения  поможет развитию малого бизнеса. Во всяком случае, хотелось бы на это надеяться. Другое дело, что мне кажется, что проблема в развитии малого бизнеса отнюдь не сводится к проблеме налогообложения. </p>
<p>В России более существенной проблемой является как раз открытие бизнеса. Во-первых, это начальный капитал, который не у всех есть. Обеспечение доступа к кредиту на развитие малого бизнеса было бы более важным. Все жалуются на то, что кредит получить практически невозможно. Хотя во многом здесь велика роль и каких-то местных администраций, которые должны были бы оказывать какую-то помощь, но я думаю, что и в целом необходима какая-то программа федерального значения. </p>
<p>Во-вторых, существует  проблема административного характера, потому что часто тот, кто хочет открыть этот бизнес, сталкивается со всякими сложностями административного характера. В-третьих, это проблема коррупции, где нужно давать взятки, чтобы этот бизнес мог в принципе состояться. И, наконец, это проблема защиты  бизнеса от рэкета. </p>
<p>Я считаю, что эти проблемы в комплексе действительно могли бы послужить важным толчком для развития малого бизнеса в России. Одного только налогового послабления здесь, мне кажется, недостаточно. Если вы себя поставите на место такого бизнесмена, и у вас уже есть бизнес, то, конечно, на сокращение налогового сбора вы скажете «спасибо». Но если у вас ещё нет этого бизнеса, вряд ли только одна эта мера будет достаточно стимулирующей для того, чтобы этот бизнес открыть. Поэтому должен быть более комплексный подход.</p>
<p>Кроме того, обо всех решениях по поддержке бизнеса, необходимо оповещать предпринимателей. В современном объёме информации какие-то важные решения, которые могли бы оказаться важными с точки зрения нашего социально-экономического развития, мне кажется, должны доноситься, по крайней мере, через те же государственные средства вещания – не только в форме информации, но и в форме каких-то семинаров, бесед. Действительно, сколько разговоров, но серьёзных подвижек на пути упрощения положения малого бизнеса мы, в общем, пока не наблюдаем. Поэтому любая подобная информация должна доноситься до населения.<br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".