Статья
1214 23 октября 2008 15:00

Антикризисное заседание Государственной Думы РФ

На внеочередном заседаним ГД РФ во втором чтении принят законопроект, наделяющий Банк России новыми полномочиями, а также поправки в бюджет этого года, позволяющие направить дополнительные бюджетные ассигнования на поддержку российского финансового рынка.
Комментарии экспертов

Если говорить о том, создают ли угрозу новые бюджетные ассигнования в условиях снижения цены на нефть, то я считаю эти страхи преувеличенными. Долгое время противники режима связывали надежды на его ослабление с падением цен на нефть. И сегодня есть целый ряд людей, которые говорят, что будет падение до 35 долларов за баррель – в то время как цены колеблются вокруг 70. И то цена отсечения, при которой деньги попадают собственно в расходуемую часть бюджета, – где-то около 45 долларов за баррель. Так что к расходам бюджета цена на нефть пока не имеет отношения. Пока речь идет лишь о замедлении темпов пополнения резерва. Таким образом, ситуация с увеличением расходов бюджета находится в пределах нормы.

Гораздо более серьезный вопрос – об эффективности принимаемых мер. Я бы оценил их двояко. С одной стороны, принимаются решительные действия, чтобы не допустить финансового кризиса и того, чтобы необходимость возврата заимствований на западном рынке не привела к серьезным осложнениям в российской финансовой системе. Эта часть вопроса решена вполне эффективно. ВЭБ сможет кредитовать без залогов для возврата соответствующих заимствований.

С другой стороны, есть серьезные проблемы в финансовом секторе, возникающие при реализации антикризисных мер. Мы наблюдаем, как в условиях кризиса дают о себе знать нерыночные методы и слабость механизмов государственного регулирования. Государство выдавало деньги крупнейшим банкам для того, чтобы они дальше распространили их по финансовой системе более мелким банкам. Вместо этого мы видим концентрацию собственности у крупных банков за счет целенаправленного удушения более мелких. Было бы нормально, если бы речь шла о покупке проблемных банков, – это была бы санация системы. Вместо этого начинают душить вполне нормальные и жизнеспособные банки. Для этого крупные банки используют предельно жесткие и совершенно недопустимые методы, многие из которых граничат с нарушением Уголовного кодекса. Некоторые банки готовы предоставить кредит другому банку только в случае его продажи первому. Есть информация, что банки первого уровня целенаправленно распространяют слухи, что выживут только они, а остальные рухнут, – чтобы вкладчики изымали из них свои средства. Даже «Financial Times» недавно опубликовала данные, что только за один день из банка «Ханты-Мансийский» было изъято два с половиной миллиарда рублей. Извините, сто миллионов долларов – это существенно для любого банка, даже для самого крупного в мире. И никто не принимает меры для того, чтобы остановить такие деструктивные методы поглощения. Такие методы подрывают доверие не только к банковской системе, но и к государству в целом.

Вторая проблема – избыточное сосредоточение государства на финансовой сфере. Уже давно пришла пора целенаправленно и очень прицельно заниматься реальным сектором. Кризис происходит в целом ряде секторов российской экономики – там наблюдается уже не снижение темпов роста, а прямой спад. Увольнения уже начались, просто они еще не так заметны, но негативные процессы уже происходят. Сегодня заявляет о своих претензиях «крупняк», который и без того жил достаточно хорошо и жировал. Знаменательно заявление Миллера, сказавшего на днях что-то вроде «вообще нам денег не нужно, но если дают, то почему бы и не взять». Это, к сожалению, господствующее настроение у крупного бизнеса. Между тем проблемы у средних предприятий гораздо серьезнее, в том числе и из-за финансовой системы. Есть отдельные случаи, когда собственные деньги предприятиям банки выдают с дисконтом, что не лезет уже ни в какие ворота.

 В любом случае, вопрос кризиса перешел в политическую плоскость. К нему надо подходить не только инструментально, но и политически, с использованием в полной мере политической воли высшего руководства российского государства.

Сейчас мировая экономика переживает тяжелые времена. К сожалению, общемировые проблемы ударяют и по экономике России, и из-за ее интеграции в мировую экономику на нее ложатся дополнительные сложности. Сегодня правительство РФ совместно с Государственной думой как одна команда организуют комплекс мер по минимизации рисков и тяжелых последствий для России в глобальном кризисе. Сегодня были приняты конкретные решения. Они дают возможность для правительства и Центрального банка быть более мобильными в определении финансовой стратегии государства. Государственная Дума приняла эти инициативы, и таким образом мы поддерживаем усилия правительства, даем возможность для более оперативного реагирования на те вызовы, которые возникают в свете мирового кризиса.

В сложившейся сейчас ситуации не может быть однозначно позитивных решений. Всегда есть минусы в правительственной антикризисной политике, которые можно критиковать. Но главное – сейчас надо что-то делать, чтобы поддержать фондовые и финансовые рынки, и это делается. У нашего фондового рынка, к сожалению, нет сейчас здоровой институциональной основы, но её, похоже, нет и в других фондовых рынках мира. Значит, государству приходится вмешиваться своими огромными ресурсами.

Что касается угроз стратегии-2020, то надо понимать: всё, что дестабилизирует экономическую ситуацию, грозит этой стратегии, а всё, что её нормализует – способствует. Поэтому антикризисные меры объективно способствуют реализации стратегии-2020, а не противоречат ей.

Конечно, дополнительные деньги часто приводят к инфляции, но сегодня экономике грозит, скорее, дефляция. Возможный спад производства может сопровождаться снижением цен, поэтому не вижу здесь большой опасности. Кроме того, сдержать рост цен может жёсткая политика государства по регулированию цен монополистов. Мы видим, как она реализуется в отношении рынка нефтепродуктов – керосина и бензина. Давление на монополистов будет возрастать, что будет дополнительно снижать опасность инфляции.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".