Антикризисный велосипед
Первым делом велодорожки появятся
в новом районе, который строится сейчас на бывших Люберецких полях
аэрации, - пишет газета "Известия". Кроме того, их проложат по территории столичных парков,
скверов, а также вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Но удастся ли
организовать велодвижение на крупных магистралях? И уживутся ли на
одной дороге велосипедисты и автолюбители?! Эти и другие вопросы
обсуждались на комиссии Мосгордумы по экологии. Президент
Велотранспортного союза и Русского клуба велопутешественников Игорь
Налимов почти каждый день ездит на велосипеде. Он уверен - по
московским улицам можно и нужно ездить на двухколесном транспорте. -
Это самое экологичное и экономичное средство передвижения, а главное -
самое быстрое, - говорит он. - При скорости 15 км в час велосипедист
преодолевает 5 км пути за 20 минут. Это быстрее и дешевле, чем на
общественном транспорте. И пробки ему вообще не страшны. На Западе это
давно поняли. Велодорожки созданы в Копенгагене,
Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Стокгольме, Брюсселе, Барселоне, Париже.
А Вена - просто рай для велосипедистов. На Кубе, в Чехии, Австрии и в
ряде стран Юго-Восточной Азии популярно велотакси. -
Но в Москве на велосипеде ездят единицы, - отмечает глава велосоюза. -
Почему? Да люди просто боятся выезжать на улицу. У нас почти нет
парковок и нормальных дорожек. В соседней Финляндии, к примеру,
законодательно прописано, что если из пункта А в пункт Б строится
автомобильная дорога, то обязательно при ней должна быть обозначена
велодорожка. Благодаря этому закону в одном Хельсинки 700 км велодорог.
У нас же все только начинается. Напомним: впервые
о необходимости велосипедных дорожек в Москве задумались три года
назад. Тогда этой идеей загорелся Юрий Лужков. Мэр поручил разработать
возможные маршруты велосети и найти в бюджете средства на реализацию
проекта. Для начала департамент
природопользования и охраны окружающей среды по собственной инициативе
приспособил для велосипедных прогулок дорожки в нескольких парках, а
экс-префект ЦАО Сергей Байдаков построил первую в городе дорожку с
профессиональным покрытием длиной 2,2 км на пешеходной Лужнецкой
набережной. В феврале нынешнего года было анонсировано строительство
еще 15 трасс.
Велотранспортный союз, в свою очередь, предлагает создать сеть велодорожек в Орехове-Борисове Северном - покрыть весь район сетью велодорожек, соединив ими школы с парком "Царицыно" и одноименной станцией метро. Всего предлагается проложить 4,5 км внутриквартальных дорожек и 8 км по периметру.
- Конечно, повсеместно велодорожки устроить не получится, - замечает глава управления инженерно-транспортной инфраструктуры Москомархитектуры Светлана Чуверина. - В старых районах со сложившейся застройкой этого не сделать. Но зато мы можем выделять место под них при планировке новых районов. Например, предусмотреть их при проектировании кварталов, которые вырастут скоро на Люберецких полях аэрации. А пока лучше начать с зеленых зон.
- Все это нельзя сделать за пару дней, - замечает Вера Степаненко. - Нужно все взвесить и продумать. Нужно понять, где чаще всего ездят велосипедисты. Найти места, где возможна прокладка велодорожек. Над этим будет работать специально созданная рабочая группа. Если все удастся, то к 2010 году мы можем дать людям возможность спокойно кататься по городу.
В России есть одна серьезная проблема, стоящая на пути развития велотранспорта в крупных городах. Имя ей - зима. Климатические условиях наших широт, не обеспеченных в отличие от Финляндии Гольфстримом, делают велосипед удобным видом передвижения в течение 5-6 месяцев в году. В остальное время велодорожки могли бы функционировать только в том случае, если бы правительство Москвы сделало бы их крытыми и отапливаемыми. Так что если развивать этот вид транспорта, то только параллельно с увеличением сети традиционного общественного транспорта для зимы - от маршруток до микротрамваев. Велосипед может занять свое место под Солнцем в южных регионах России - в Сочи климат как раз подходящий.