Статья
10 Февраля 2012 0:59

Антропология профессий

Антропология профессий - это особая исследовательская перспектива, ориентирующаяся на качественные методы и сравнение, теоретическую оптику понимающей социологии и т.д.
Комментарии экспертов
<p>Везет социологам-качественникам! Каждое исследование можно продать три раза. Первый раз — как научную работу: статью в журнал или сборник или даже диссертацию. Второй раз — как очерк для глянцевого журнала. Особенно, если повезло с фотографом. Третий раз — в виде отраслевого доклада.</p>
<p>Думаю, каждый социолог-качественник должен к этому стремиться. Если у тебя не получится сделать из материала готовый продукт на три стороны — значит или материал плохой, или сам ты недоработал.</p>
<p>Новая книга из серии «Журнала исследований социальной политики» (о существовании которого я до сей поры и не знал) меня лично привлекла двумя переводами и одной статьей — про ценообразование в московских стоматологических клиниках. Сначала я порадовался — узнаю много нового, прежде чем обращаться по адресу. Но оказалось, что статья как будто с джинсой — настолько очевидна оценочная ее составляющая, и явно не в пользу сетевых стоматологий. Да, по сравнению с частными одиночными клиниками, где нет диктатуры менеджеров, а есть диалог между менеджментом и врачами или вообще управляющие — сами врачи, в сетевых конторах может хромать качество, недостаток внимания к пациентам и тому подобное. В конце концов, там работают гастарбайтеры, а сами сетевые клиники превращаются в круглосуточные потогонки. Так что — куда обращаться, вроде бы как ясно, если зуб заболел. Но, увы, автор, раскатав полстатьи про методологию своей работы, следов применения которой я так в статье и не нашел, и еще зачем-то углубившись в историю становления стоматологической практики в Москве, не счел нужным проанализировать характер влияния, которое оказывает на ценообразование на этом рынке сам факт диверсификации двух моделей клиник, фактор демпинга хотя бы. Констатировав факт, что медицинский этос размывается за счет давления менеджериальной культуры, автор почему-то делает лишь негативные выводы из этой практики, полагая, что все это лишь последствия коммерциализации медицины. Почему-то автор не видит в упор того, что кроме коммерциализации, «диктатура менеджеров» превращает медицинские услуги в рынок заказчика, пациента, попутно размыкая кастовое сословие врачей, в котором каждый мнит себя если не докторхаусом, то хотя бы кем-то из его подручных. Подавляющее число интервью к статье взято у менеджеров частных одиночных клиник и работающего там персонала. Интервью клиентов и сетевых менеджеров практически нет. Кроме того, автор явно недооценивает эффект изменения самого образа стоматологии — из чисто медицинской практики она все больше возвращается к своим корням, к практикам цирюльника XVIII века, когда парикмахер был еще и зубным врачом. Вопросы стоматологии — все больше эстетики и даже своего рода фитнеса, это забота о видимом теле, а не о теле чувствуемом. Ну и, разумеется, вопросы социальной доступности, расслоения относительно возможности приобретать скорее медицинские услуги, чем получать лечение — все это в статье опущено. А жаль.</p>
<p><strong>Ред.: Ярская-Смирнова Е.Р. Романов П.В. «Антропология профессий, или посторонним вход разрешен», М.: «Вариант», ЦСПГИ, 2011 — 356 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".