1100 25 мая 2011 8:25

Архитектурные возможности

Со-куратор выставки АрхМосква Елена Гонсалес рассказала Актуальным Комментариям о современном образовании, архитектуре 1990-х и нежелании сносить «хрущевки».

АК: Елена, вот-вот откроется экспозиция АрхМосквы-2011. Расскажите, чем в этом году она примечательна.

Е.Г.: В первую очередь, хочу отметить, что в последние годы АрхМосква проводится в формате биеннале, и каждый второй год проводится АрхМосква Next. Из самого названия понятно, что она посвящена молодежи и будущему. Конечно, здесь есть место и метрам, но значительный упор мы делаем на проблемы образования, проблемы презентации нового в архитектуре и задействованности молодых архитекторов.

АК: Молодежь, в основном, из столицы, или есть представители региональных вузов?

Е.Г.: Мы позиционируем себя как международную выставку, которая представлена в разных форматах: и дипломники из вологодской и московской школ, и конкурс молодых архитекторов со всей страны «Авангард», и конкурс реконструкции в городе Сатка (Челябинская область).

АК: А какая из российских архитектурных школ в постсоветское время заняла лидирующие позиции?

Е.Г.: Если мы говорим об академическом аспекте, то школ у нас много, но самой интересной остается МАРХИ (хотя к институту и есть очень много претензий). Но рождаются внутри ВУЗа из процесса обучения. Я считаю, что там внутри есть свои локальные школы Ермолаева, Асса и т.п.

АК: А как вам проект Осколкова-Ценципера «Стрелка», куда приглашают международных преподавателей?

Е.Г.: Это - совершенная инновация. В прошлом году мы даже учредили для них специальный приз «Место». Для нас «Стрелка» - уникальный проект, связанный с частными инициативами без вмешательства власти, что уже из ряда выходящее событие. Думаю, этим летом мы увидим результирующие презентации первого года работы. Более того, хочу отметить, что сейчас там очень хороший директор по образовательным программам Юрий Григорян – и это еще один положительный аспект.

АК: А ведь это еще и бесплатное образование, что сегодня - почти уникальная история в частном секторе...

Е.Г.: Да, но форма такого спонсируемого образования не может быть широкой и общедоступной. Здесь мы имеем дело с эксклюзивным явлением. Основная задача «Стрелки» - показать академические и форматные возможности.

АК: А в рамках АрхМосквы ведь тоже есть образовательная программа?

Е.Г.: Во-первых, сама экспозиция. Для студентов и людей из отрасли она несет большую смысловую нагрузку. Во-вторых, работы молодых, показывающие современные тенденции. В-третьих, лекции о новых методах проектирования, преподавания.

АК: Работы молодых архитекторов делаются «в стол», или подрядчики готовы доверять им большие проекты?

Е.Г.: Надо сказать, что молодежь довольно много строит. Особенно, в условиях кризиса заказчики обращаются именно к молодым: молодежь не привередлива, ею легче управлять и она стоит меньше денег.

АК: Молодым архитектором можно считать выпускника, или здесь работает «принцип хирурга», когда нужно лет двадцать практики?

Е.Г.: Существует много ограничений. Начиная с получения лицензии и вступления в СРО (Саморегулирующаяся организация).

АК: Нынешние программы образования трансформировались за последние двадцать лет или мы еще находимся в каменном социализме?


Е.Г.: Они не могли остаться прежними хотя бы просто потому, что изменился инструментарий проектирования. Двадцать лет назад не было компьютеров, а были одни рейсфедеры и рапидографы, и те - в дефиците. А сейчас все доступно. Сейчас и архитектурное рабство улетучилось, когда первокурсники работали цеховыми чернорабочими в проектах старшекурсников, но все же погружались в среду. Теперь у всех - персональные компьютеры, и никто в чужие проекты не лезет.

АК: Сами преподаватели успевают адаптироваться к новым технологиям?

Е.Г.: В общем, да. Многие из них, к тому же, - практикующие архитекторы. Моя дочь, заканчивающая МАРХИ, реже посещает институт, нежели рабочую мастерскую своего руководителя. Это - полезный опыт.

АК: Говоря про АрхМоскву, то какую конечную цель преследует мероприятие, кроме выставки архитектурных достижений?


Е.Г.: В первую очередь – это зрелище для интересующихся, но еще и профессиональное мероприятие. На АрхМоскве встречаются архитекторы, поставщики, девелоперы – весь строительный альянс.

АК: Общее восприятие современной архитектуры обществом стало меняться? Нельзя же сравнивать лужковскую застройку, «стекляшки» бизнес и торговых центров 1990-х с последними работами Скуратова, Григоряна, Чобана.

Е.Г.: На самом деле понятие «современное» – обманка. Во-первых, все они - не молодые. Во-вторых, свои работы воплотили при мэре Лужкове.

АК: Архитекторы полностью подчиняются градостроителям или все же могут влиять на внешний облик города?

Е.Г.: Градостроительство – часть архитектуры. Но в разные периоды упор делался на разное. Можно сказать, что город делают градообразующие постройки. Такие, как Дворец Советов – некая точка силы, где сходится идеология, форма и много чего. Но обычный человек чувствует город на уровне своего роста, ведь у нас мало панорамных мест. Поэтому ощущение города происходит на уровне первого этажа.

АК: Из чего такое ощущение складывается?


Е.Г.: Из тротуаров, транспорта, скверов и наличия в них скамеек. А мыслим либо зданиями, либо градостроительными проектами.

АК: Если вспоминать 1990-е и «новую» постсоветскую застройку, то в голову сразу приходят Башня-2000, ТК «Охотный ряд» и жилые дома с башенками. Есть ли срок годности у современных строений? По мнению некоторых архитекторов, мы сейчас строим такие дома, которые лет через двадцать придется сносить. Сложно не согласиться хотя бы потому, что вид у них спустя уже десять лет - так себе…

Е.Г.: Нет ничего более вечного, чем временное. Большинство из новых зданий хорошо выглядят. Посмотрите на Америку, там дома похожей эстетики по сто лет стоят.

АК: Пример «хрущевок» показывает, что есть срок годности…

Е.Г.: Они уже простояли вдвое больше запланированного, и запас прочности еще остался. Мне они нравятся, и я бы не хотела, чтобы их сносили.

АК: Несколько лет назад снесли «хрущевку» совсем рядом с моим домом. Она была в плачевном состоянии…

Е.Г.: Это - вопрос эксплуатации. На самом деле, формат малогабаритных квартир важен на социальном уровне: люди очень поздно создают семьи. Во всей Европе люди живут в маленьких квартирах поодиночке, а в Москве такие небольшие квартиры сейчас не строят.

АК:Так «хрущевки» сейчас реконструируют, надстраивая еще пару этажей вверх. Как отжившая конструкция может еще выдержать и дополнительную нагрузку?

Е.Г.: Я не считаю это абсурдным. По таким проектам есть расчеты и технические выкладки. Вообще, лучше реконструировать и надстраивать, нежели сносить и строить новое. Строительство предполагает вырубку зеленого массива, и кто вам сказал, что построят более долговечное и эстетически приятное, чем «хрущевка». Конечно, новые дома имеют более современную планировку, но в основном это будут опять-таки крупногабаритные квартиры, которых итак предостаточно. С экономической точки зрения тоже не понятно, что более рентабельно.

АК: При этом вид и многих коммерческих жилых комплексов вызывает массу вопросов…


Е.Г.: Такая недвижимость просчитывается, исходя из спроса на рынке, если строят странные на вид дома, значит, есть люди, которые хотят в них жить.

Беседовали Мария Потоцкая и Анастасия Роднянская.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".