Статья
1594 23 марта 2011 11:40

Молдавский оптимизм

Тема Приднестровья снова становится одной из центральных во взаимоотношениях России и западных партнеров. Сигналом к активизации российского присутствия в ПМР стал визит в Кишинев вице-президента США Джо Байдена. На встрече с молдавскими политиками Байден сделал несколько громких заявлений по Приднестровью, вызвавших резкую реакцию Тирасполя. В частности, Байден настаивает на решении конфликта в кратчайшие сроки и при сохранении молдавского суверенитета и территориальной целостности Молдовы.

Растущий интерес американской администрации к проблеме Приднестровья обусловлен меняющейся общеполитической концепцией Белого Дома. Приход к власти в США демократов несколько снизил активность США на постсоветском направлении, однако общий тренд на «демократизацию» республик региона сохранился. Во многом на сокращение политического присутствия США в СНГ повлиял глобальный экономический кризис и необходимость в приоритетном порядке решать внутренние проблемы. Во внешней политике произошла переориентация в азиатский регион и активизация американской дипломатии на китайском направлении. Однако отсутствие успехов на данном трэке (отказ Китая рассматривать инициативу о создании с США группы G2, серия провалов в Афганистане) побуждают Вашингтон вернуться к оставленному на время проекту вестернизации республик СНГ.

Молдова в этом списке занимает особое место. В отличие от Украины, где смена руководства страны привела к резкому крену в сторону РФ, и в отличие от Грузии, теперь уже де-юре утратившей суверенитет над двумя республиками, Молдова остается единственной республикой в СНГ, готовой на безусловной основе интегрироваться в евроатлантические структуры. Визит в Кишинев американского вице-президента призван решить две концептуальные задачи: во-первых, зафиксировать готовность Вашингтона на самом высоком политическом уровне оказывать содействие евроинтеграции Молдовы (при «скорейшем» решении проблемы ПМР), а во-вторых, обозначить рамки «перезагрузки» отношений с Россией в части влияния на постсоветское пространство.

Заявление Байдена о территориальной целостности Молдовы отразило полуофициальную позицию Белого дома, однако вызвало бурную реакцию в Тирасполе именно в связи с предшествующими переговорами вице-президента и российского тандема. Не исключено, что в Тирасполе опасаются изменившейся российской позиции, дополнением к чему становятся призывы российских дипломатов возобновить прямые переговоры Приднестровья и Молдовы.

Несмотря на оптимизм США, шансы Молдовы на евроинтеграцию в долгосрочной перспективе представляются маловероятными. Подтверждением отсутствия интереса ЕС к расширению своих границ за счет восточноевропейских государств стало заседание комиссии по внешним делам Европарламента, на котором депутаты зафиксировали отсутствие желания принимать страну с нерешенными территориальными проблемами.

2011 год для Приднестровья – год президентских выборов. На протяжении всей истории ПМР бессменным руководителем республики остается Игорь Смирнов, впервые занявший пост президента в 1991 году, т.е. с первых дней самопровозглашенной независимости республики. На сегодняшний момент в Приднестровье отсутствуют политические силы, способные позиционировать себя как альтернатива «команде Смирнова». Для Москвы сохранение аппаратных позиций действующего приднестровского президента – гарантия сохранения российского присутствия в Приднестровье, а значит, возможности управлять территориальным конфликтом в западной части СНГ. Так, по итогам визита в Москву председателя Верховного Совета ПМР Анатолия Каминского Москва и Тирасполь договорились о возобновлении российской финансовой помощи, приостановленной летом 2010 года. Для находящейся с 2006 года в экономической блокаде непризнанной республики российская помощь – единственный источник внешнего финансирования, а для действующей власти – в канун выборов ключевой аргумент в пользу сохранения нынешнего политического расклада.

Евгения Войко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".