Статья
2309 8 сентября 2014 10:02

Асимметричный ответ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пообещал, что в случае введения очередных санкций против России в сфере энергетики или финансов Москва вынуждена будет ответить асимметрично.

«Будут ли новые санкции - нужно у них же спросить. Но если будут санкции, связанные с энергетикой, дальнейшие ограничения для нашего финансового сектора, нам придется отвечать асимметрично», - сказал глава правительства в интервью газете «Ведомости».

Есть чем ответить

Медведев пояснил, что Москва может ввести «ограничения в транспортной сфере». «Мы исходим из того, что у нас дружественные отношения с нашими партнерами, и поэтому небо над Россией открыто для пролета. Но если нас ограничивают, нам придется отвечать», — сказал премьер, подчеркнув, что введение ограничительных мер – «плохая история», так как санкции «точно не помогают установить мир на Украине», а «бьют мимо».

Медведев также уточнил, что речь идет о закрытии неба над Россией для пролета самолетов западных авиакомпаний.

«Если западные перевозчики будут летать вне нашего воздушного пространства, это может привести к банкротству многих авиакомпаний, которые и так балансируют на грани выживания», - пояснил он.

Комментируя запрет на импорт продовольственных товаров, введенный Россией в ответ на санкции, Медведев выразил недоумение, почему в «огромной стране с теплыми регионами» должны «все время есть иностранные фрукты». Он отметил, что Польше удалось создать «довольно эффективное садоводство».

Санкционные плюсы

Медведев также подчеркнул, что запрет на ввоз продуктов из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии не принимался спонтанно: «Этому решению предшествовали закрытые консультации, потом я переговорил с президентом, он подписал указ, дал поручение правительству. После этого я еще раз собрал своих коллег, мы еще раз прошлись по всем товарным позициям. И после этого я объявил на заседании правительства, что подписал конкретный документ».

Также в интервью премьер прокомментировал возможный выход России из ЕСПЧ и изъятие из Конституции страны приоритета международных соглашений

По его словам, система международного права «переживает сейчас довольно сложные времена», а некоторые решения ЕСПЧ «балансируют между правом и политикой».

В августе о том, что многие решения Европейского суда по правам человека «очень политизированные», на встрече с членами думских фракций в Ялте заявил российский лидер Владимир Путин.

Ранее в западных СМИ появилась информация, что ЕС готовит новый пакет санкций, который предусматривает запрет для российских государственных нефтяных компаний на привлечение средств на европейских рынках капитала. Отмечалось, что ограничения могут коснуться «Роснефти», а также «Газпром нефти».

Позже председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей сообщил, что ЕС может отказаться от введения новых санкций, если перемирие на Украине будет соблюдаться. Как ожидается, вопрос о новых санкциях должен решиться сегодня.

Борьба за Азию

При этом стоит отметить, что последнее время Москва не скрывает, что приоритетными стали проекты в азиатском направлении.

Правда,  Медведев считает, что разворот России в сторону АТР назрел вовсе не из-за санкций. Как он подчеркнул в интервью, такое решение обусловлено необходимостью диверсифицировать товарные потоки. В качестве примера он привел сотрудничество с Китаем.

«Торговый оборот России с Китаем сейчас около 100 миллиардов, а с Европой — 450 миллиардов. Это практически половина торгового оборота России. Очевидно, что мы должны активно присутствовать в АТР», — сказал он, подчеркнув, что проекты, осуществляемые в этом направлении, помогают развитию Сибири, Дальнего Востока.

Эксперты уверены, что противостояние России и США по украинскому кризису во многом обусловлено желанием Вашингтона оказать давление на самые развивающиеся экономики мира и обезопасит собственные финансово- экономические интересы.

Эксперты считают, что сейчас в мире развернулась геополитическое противостояние отнюдь не за Европу, как в прошлом веке, а за азиатские рынки, где находятся страны с динамично растущими экономиками. Как правило, все они не в восторге от привилегированных позиции Вашингтона.

Не случайно Москва и Вашингтон ведут борьбу и за симпатии Пекина. Россия подкрепляет свою позицию всё новыми контрактами, что Вашингтону не нравится.

Как пишет «Коммерсант», США вынуждены идти на все более тесное сближение с КНР, стремясь не допустить возникновения нового геополитического альянса между Москвой и Пекином.

Поэтому совершено не случайно помощник президента США по национальной безопасности Сюзан Райс вчера начала трехдневный визит в КНР, цель которого - подготовка намеченной на ноябрь в Пекине американо-китайской встречи в верхах.

Так что главная схватка в этом направлении ещё впереди.

Комментарии экспертов

Стоит отметить, что премьер-министр Российской Федерации стал играть на опережение. Напомню, что ранее Москва вынуждена была реагировать на решения Запада и Европы, сейчас же санкции были анонсированы заранее, что фактически является серьезным ограждающим фактором с точки зрения их введения.

Соответственно, анонсирование встречных санкций премьер-министром Российской Федерации – попытка предупредить эскалацию напряжения, дать понять, что не ответить на санкции мы не можем и в результате будут задействованы меры, которые могут нанести серьезный ущерб экономикам.

Следует отметить, что ограничение транссибирских перелетов изначально предполагалось в качестве ответных санкций, поэтому ничего удивительного в озвученных премьером мерах нет.

Современная транспортная модель предполагает, что значительная часть трафика по авиаперевозкам проходит через транссибирские перелеты. В основном это маршруты, которые связывают Европейский союз с территориями Юго-Восточной Азии. Я напомню, что это один из основных маршрутов туристического освоения по линии Европейского союза. Поэтому ничего удивительного, что в случае существенного ограничения трафика через транссибирские перелеты европейским компаниям придется летать окружным путем.

Это серьезно увеличит издержки авиакомпаний и в некоторых случаях может привести к их банкротству. Для Европейского союза это будет двойной удар. С одной стороны, это удар по авиаперевозчикам, с другой стороны, по авиапроизводителям. Дело в том, что европейские авиакомпании являются важными покупателями авиатехники – того же AirBus. И поэтому серьезные проблемы в авиаперевозках сразу же скажутся на авиатранспортной инфраструктуре – речь идет об аэропортах, о топливных сервисах, в том числе на производстве воздушных судов, прежде всего дальномагистральных.

Но и Россия понесет определенные издержки. Наиболее болезненными могут быть потери для «Аэрофлота».

Поэтому заявление премьера можно расценивать как попытку показать готовность к возможным альтернативным санкциям и фактически переложить ответственность за санкционное противостояние на Европейский союз – так как Россия вынуждена вводить санкции в ответ.

Что касается разворота России в сторону АТР, то это – объективная необходимость. И Вашингтон, безусловно, пытается этому помешать.
 
Но я напомню, что Вашингтон пытался уже ограничить поддержку Пекином российских проектов. Как известно, ничего хорошего из этого не вышло, эффективность данных решений оказалась очень незначительная. Официально Пекин так и не поддержал позицию Вашингтона.

Тем не менее важным фактором является попытка Пекина выстроить неконфликтные отношения с Вашингтоном. Но, в конечном счете, ослаблять политически-экономический вектор Поднебесная не намерена. Поэтому с точки зрения долгосрочной перспективы Пекин будет пытаться усиливать сырьевые и транспортные проекты в Российской Федерации. Причем Китай готов представить свои денежные средства, другое дело, что это потребует усилий от Российской Федерации по их привлечению и сохранению в долгосрочной перспективе.

Азиатский контур даже в будущем будет очень перспективен. После снижения активного бума и роста Китая все равно будет происходить серьезное усиление Таиланда, Вьетнама, и это направление тоже станет перспективным для Москвы. Тем более что эти страны обладают достаточно серьезными ресурсами и достаточно интенсивными связями с Российской Федерацией. Поэтому ничего удивительного, что премьер-министр напоминает именно о перспективах взаимодействия именно с Юго-Востоком. Причем это может быть не только Китай, это может быть Южная Корея, где мы строим платформы, это может быть частично Япония, хотя последнее время наши отношения несколько омрачены санкциями со стороны Токио.

Таким образом, нашими партнерами также будут Индия, Китай, Вьетнам, Таиланд, в меньшей степени Индонезия, Австралия, Япония.

Что такое санкции против госкомпаний? Насколько я понимаю, принципиальный вопрос, единственный, который они всерьёз прорабатывают – это отказ от предоставления западных рынков капитала к услугам наших госкомпаний. То есть речь не идёт ни об аресте имущества, ни об отборе собственности. Получается, что для нас в этом вопросе остаются закрытыми всего лишь западные рынки капитала. Опять же, никто не мешает учредить какую-нибудь дочернюю или внучатую компанию.

Обойти эти санкции можно самыми разными способами. Если не дают на Западе деньги, можно обратиться на восточные рынки капитала. Набирают мощь рынки капитала уже в Китае, который активно вкладывается через свои государственные суверенные фонды и через частные компании в самые разные активы. Наконец, остаётся возможность запуска эмиссионного механизма.

Самое главное – инвестиционные эмиссии в России ещё очень сильно не задействованы. Механизмы эти как следует здесь не используются. Мне кажется, что этот вопрос назрел. Многие наши экономисты, чиновники, включая Сергея Юрьевича Глазьева, уже давно говорят о том, что можно гораздо активнее использовать и средства населения. Мы знаем, что накопления составляют порядка 30%, временами даже больше, в российской экономике а инвестиции всего 20-22% в лучшие годы.

Поэтому у нас нет недостатка в капитале, который можно было бы подключить, даже не запуская экзотические механизмы типа печатного станка или специализированных государственных займов. Поэтому речь идёт всего лишь о том, что данные меры каким-то образом могут ограничить возможности дальнейшей экспансии и роста российских госкомпаний.

Если же речь идёт о том, что у них есть определённые долговые обязательства, которые они могли бы рефинансировать новыми займами – да, это может служить определённой проблемой в кратко- или среднесрочном периоде, когда будут наступать какие-то пики платежей. Я думаю, что и для этой цели мы к этому неплохо подготовлены, учитывая объёмы золотовалютных резервов государства, которое может в этом случае помочь госкомпаниям, переоформив или реструктурировав их займы как займы внутренние. Я пока серьёзных ограничений для деятельности госкомпаний не вижу. Пока речь шла только об этом. Никто не говорит о том, что, например, у «Газпрома» начнут реквизировать его доли в немецких газовых сетях, или у его дочерних банков какие-то доли в западных банках. Пока война не обострилась до такой степени, чтобы началась просто экспроприация собственности.

При этом, на мой взгляд, обмен санкциями ещё не закончился. Интенсивность этого процесса такова, что вряд ли мы сейчас увидим его остановку. Но рано или поздно он остановится, я в этом убеждён, потому что данные санкции приобретают характер для Запада саморазрушительный.

Мы знаем, как уже возмущаются работники агропромышленного комплекса Греции, Испании и т.д., поэтому рано или поздно этот процесс завершится, но не сейчас.

Хотя я бы не стал экспериментировать с такими мерами, как запрет на использование воздушного пространства. Здесь мы тоже можем оказаться уязвимыми, поскольку европейцы могут закрыть своё европейское пространство для всех российских авиакомпаний. Я не думаю, что в данном случае эта мера эффективна и безболезненна для России. Но есть ещё масса способов ответить, включая и определённые шаги, связанные с отказом от доллара, на которые мы всё время намекаем. Мы можем перевести торговлю своими энергоресурсами на какие-то другие, альтернативные валюты, включая наш собственный российский рубль.

Многие меры ещё абсолютно не задействованы. Я думаю, что определённая эскалация этого процесса нас ещё ждёт впереди. Но говорить о том, что это серьёзно ударит по российской экономике, у меня пока оснований нет. По моим оценкам, это всё терпимые вещи.

Я не очень понимаю, что имеют в виду люди, которые говорят про экономику, схожую с Советским Союзом. Если речь идёт об экономических механизмах, о распределительной системе, о запрете частной собственности, о запрете частного предпринимательства – я не думаю, что мы движемся в эту сторону. Оснований для этого я не вижу никаких. Если речь идёт о том, что у России есть естественные интересы по наращиванию своего экономического пространства за счёт сопредельных стран для того, чтобы обеспечить достаточно ёмкие рынки сбыта для собственной продукции и обеспечить необходимые поставки сырья (например, того же азиатского хлопка в нужных объёмах и т.д.), то я считаю, что это тоже совершенно естественный процесс.

Если рассматривать евразийскую интеграцию как некую реинкарнацию советской экономики – то да, наверное, подходит, но со всеми соответствующими оговорками. Речь идёт, скорее, о масштабах и пространствах, а вовсе не о механизмах и формах собственности.

Что касается переориентации на восточные рынки, мне тоже кажется, что этот вопрос давно назрел. Если вы посмотрите на темпы роста экономик разных стран, то увидите, что темпы роста и Америки, и европейских стран последнее десятилетие (если говорить про Европу, то, по большому счёту, и пару-тройку десятилетий) находятся вблизи нуля. С точки зрения возможности сбыта собственной продукции мы выжили из этих рынков уже почти всё, что могли, хотя они нам интересны как партнёры по прямым инвестициям, по передаче каких-то ноу-хау, технологий и т.д., созданию совместных предприятий. Поэтому надо делать всё, чтобы сохранить эти взаимосвязи.

Но если говорить о перспективах, то, несомненно, все перспективы сбыта, конъюнктуры находятся на Востоке. Китай растёт со скоростью не ниже 7,5% в год, а это означает удвоение китайской экономики каждые 10 лет.

Понятно, что это совершенно несопоставимо более выгодный, более интересный для России рынок. Будут ли нас там ждать с распростёртыми объятиями? Смотря в каких областях. Как торговцам сырьём, конечно, нам никто никаких препятствий там чинить не станет. Захотят ли там видеть серьёзные высокотехнологичные российские компании – это, конечно, вопрос более сложный. Но я думаю, что его можно решать за счёт создания тех же совместных предприятий, сочетая совместные интересы. Мы знаем, что в военно-технической сфере у России большие заделы. У Китая, Индии и других восточных стран большой интерес в военно-промышленном комплексе. Сейчас надо создавать очевидную альтернативу очень многим глобальным системам, создавать по крайней мере, дублирующие контуры – международные клиринговые платёжные системы, платёжные системы в рамках БРИКС и т.д.

Я думаю, что здесь есть возможность поработать и российским программистам. Можно было бы даже создать определённый кластер технологий и компаний, которые могли бы в дальнейшем работать на этих совместных рынках. А в том, что будущее за Востоком, я думаю, пока ни у кого никаких сомнений нет.

Разговор о закрытии российского неба для иностранных авиакомпаний начался еще в августе, когда обсуждался первый пакет ответных российских санкций против США и ЕС. И сейчас заявление Медведева носит предупредительный характер. В следующем витке санкции Россия не заинтересована.

Она не хочет, чтобы ЕС вводил против нее следующий пакет санкций, который нацелен на газонефтяные компании и на финансовые институты. Но в то же время понятно, что и не ответить на такой пакет, если он будет введен, Россия не может.

В связи с тем, что в ситуации на Донбассе наметились серьезные изменения (будем надеяться, что они надолго), Россия рассчитывает, что санкционная война закончится. И мне кажется, что заявление Медведева надо рассматривать в этом контексте.
 
Если оценивать не с политической, а экономической точки зрения, то закрытие неба над Россией для пролета самолетов западных авиакомпаний действительно грозит большими потерями для Европы и США.

Но и для России это тоже не очень хорошо. Во-первых, Россия потеряет те деньги, которые она сейчас получает, а это довольно приличная сумма. Во-вторых, наверное, можно будет ожидать, что и полеты российских авиакомпаний в другие государства могут быть ограничены. Поэтому лучше обойтись без подобных мер.

Премьер также затронул тему развития проектов в азиатском направлении. Здесь надо отметить, что полностью переориентироваться никто не собирается, да это и не нужно никому. А вот по-иному расставить акценты в каких-то секторах необходимо.

Из всего происходящего самые болезненные решения касаются доступа к рынкам капитала. И если денег не дают на Западе, их можно поискать в Китае, у которого богатые золотовалютные резервы и достаточно объемные финансовые рынки. Причем речь не только о Китае, но и о Южной Корее, Японии и т.д. Хотя Япония и присоединилась к санкциям, но это лишнее подтверждение тому, что поворот на 180 градусов вряд ли возможен. Однако нам необходима более сбалансированная внешнеэкономическая политика.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".