Статья
2137 12 апреля 2011 10:38

Аванс доверия

По итогам президентских выборов в Казахстане победу одержал действующий глава государства Нурсултан Назарбаев, набравший 95,5% голосов при явке почти 90%. Несмотря на высокие показатели действующего президента (превышающие результат 2005 года), перед элитой республики все более остро стоит вопрос о модели развития в «постназарбаевскую эпоху». В настоящий момент на политической повестке страны два вопроса: подготовка кадрового резерва бессменного главы государства и перспективы перехода к парламентско-президентской форме правления.

Особенность политического развития независимого Казахстана заключается в отсутствии опыта генерации элит на высший пост страны, что, в свою очередь, создает кадровый вакуум и побуждает внешних игроков активизировать «разведку» на предмет выявления возможного преемника действующего президента. Ситуация усугубляется высоким потенциалом конфликтности в исламском мире и связанными с этой тенденцией политико-экономическими процессами в республиках Центральной Азии. В казахстанском варианте отклик на события на Ближнем Востоке выражается в поиске адекватной современным геополитическим реалиям модели управления, призванной, с одной стороны, гарантировать легитимность действующей власти, а с другой – обеспечить дальнейшие интеграционные успехи республики в мировом пространстве.

Механизмом политической модернизации «по-казахстански» предлагается сделать переход к двухпартийной системе по американскому или британскому образцу, повышение роли парламента в политической жизни страны и реформирование судебной системы. Переход к парламентско-президентской форме правления с некоторым расширением полномочий законодателей – тенденция для Центральной Азии не новая. В Узбекистане и в Киргизии такая норма закреплена конституционно, и Казахстан в случае реализации подобного сценария  впишется в актуальный для постсоветского пространства тренд. Тем не менее есть основания предполагать, что заявленные реформы будут носить паллиативный характер, а их анонсирование - превентивный удар по гипотетическим попыткам вызвать народное брожение. К тому же много вопросов вызывают перспективы соревновательности партий в рамках двухпартийной системы, при условии что второй компонент этой модели (после президентской партии «Нур Отан»), как ожидается, будет назначен сверху.

Победа Нурсултана Назарбаева стала не просто свидетельством всенародной признательности к президенту по памяти прошлых лет, но и авансом доверия на новую семилетку. Очевидные экономические достижения Казахстана, признаваемые в различных инстанциях международного уровня, тем не менее, не отменяют необходимость проведения социальной модернизации. Гарантом сохранения позитивной динамики экономики Казахстана является не только благоприятная конъюнктура на мировом нефтяном рынке, но и умение правящей элиты поддерживать аппаратный баланс и не допускать популяризации альтернативных экономических сценариев. 

С точки зрения интересов России сохранение текущего политического курса Казахстана – оптимальный вариант, не просто гарантирующий сохранение позиций Москвы в этой центральноазиатской республике, но и обеспечивающий жизнеспособность интеграционных проектов с участием Казахстана. Москва и Астана взаимодействуют по целому спектру направлений (в энергетической, машиностроительной, химической, космической, инфраструктурной областях и т.д.), что делает казахстанское направление одним из гарантов сохранения присутствия России в центральноазиатском регионе.

Евгения Войко
, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".