Авария «Прогресс М» была случайностью
Комиссия, расследующая обстоятельства неудачного запуска 24 августа космического корабля «Прогресс М-12М», пришла к выводу, что причина аварии носит случайный характер, сообщил «Интерфаксу-АВН» в четверг источник в комиссии.
«Сегодня комиссия завершает свою работу. Она соберется в Роскосмосе и представит свои выводы. Ожидается подписание заключения комиссии руководителем Роскосмоса Владимиром Поповкиным и высокопоставленным представителем Минобороны РФ», - сказал собеседник агентства.
По его словам, помимо причины аварии в заключении будут содержаться рекомендациях по неповторению подобной ситуации в будущем.
«Комиссия разобралась с причиной нарушения условий функционирования газогенератора в двигателе РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Она носит случайный характер», - отметил источник.
Он добавил, что изготовленные двигатели РД-0110, которые установлены на ракетах, находящихся на космодромах Байконур (Казахстан), Плесецк (Архангельская область) и Куру (французская Гвиана), не придется возвращать на завод-изготовитель для перепроверки.
Ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» стартовала с Байконура 24 августа. Из-за аварии двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту. Обломки третьей ступени и грузовика упали на Алтае.
Комиссию по аварийному запуску возглавил директор Исследовательского центра имени Келдыша академик Анатолий Коротеев. Члены комиссии установили, что причиной нештатной работы двигательной установки третьей ступени стало нарушение условий функционирования газогенератора.
Двигатель РД-0110, который стоит на третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У», разработан в Конструкторском бюро химавтоматики (Воронеж) и изготовлен на Воронежском механическом заводе. Это - четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель, работающий на керосине и жидком кислороде.
«Некоторые члены комиссии высказывают мнение, что к аварийному выключению двигательной установки привело падение давления в ней, возможно связанное с потерей герметичности одного из трубопроводов», - приводит слова источника агентство «Интерфакс».
Данный трубопровод мог быть плохо сварен на заводе, сказал источник.
В связи с этим, отметил он, специалистам предстоит подумать о целесообразности проверки остальных произведенных двигателей РД-0110, принадлежащих к той же партии, что и приведший к аварии.
Двигатель РД-0110 также используется на третьей ступени ракет-носителей «Союз-ФГ», «Союз-2-1А» и «Союз-СТ-А».