Статья
2814 23 июля 2020 15:34

Авиакомпании погибнут без господдержки

Система бюджетного субсидирования региональных авиаперевозок имеет низкую эффективность. Такой вывод следует из отчета Счетной палаты РФ. Причем это касается не только доступности билетов для пассажиров, особенно для тех, кто живет в отдаленных регионах, но и покрытия затрат перевозчиков.

Счетная палата провела оценку нескольких программ авиационной поддержки, в том числе предусмотренную постановлением № 1242: по нему субсидируются рейсы без промежуточной посадки в Москве между регионами. В 2019 году на большинстве этих маршрутов выручка, которая включает оплату пассажирских перевозок по специальным тарифам и сами субсидии, не покрывала расходы авиакомпании, отмечает ведомство.

В одном случае это было связано с низким спросом на перевозки. В качестве примера в документе приводятся рейсы авиакомпании «Якутия» (маршруты Якутск — Улан-Удэ, Нерюнгри — Красноярск и Мирный — Хабаровск), которые выполнялись на SSJ-100 и Boeing вместимостью более 107 мест. Но в тоже время полная загрузка рейсов не может обеспечить их прибыльность, отмечается в Счетной палате. Например, рейсы ООО «Аэросервис», выполняемые на 17-местном L-410 из Иркутска в Кодинск и Красный Чикой.

Проверка показала, что увеличение субсидий и тарифов согласно правилам № 1242 «осуществлено недостаточно обоснованно, что влечет риски формирования значительной прибыли у авиакомпаний по отдельным маршрутам». Кроме того, по мнению Счетной палаты, неоправданно относить к отдаленным регионам Калининград и Симферополь.

«В 2019 году количество субсидированных маршрутов выросло на 86% по сравнению с 2017 годом — до 242 маршрутов. Однако в это число включались не только новые маршруты, но и те, которые уже были раскручены в коммерческих перевозках, что никак не способствовало расширению маршрутной сети. Доля таких „раскрученных“ маршрутов в 2017 году составила 27%, в 2018 году — около 33%, в 2019 году — 31%. При этом доля новых уникальных маршрутов в этот период составляла незначительную величину — от 4,5 до 8,5%», — подчеркнул аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с главным редактором портала Avia.ru Романом Гусаровым об эффективности субсидирования региональных авиаперевозок.

— Сложно сказать, почему Счетная палата сделала подобный вывод. Субсидии выделяются для того, чтобы авиаперелеты были доступны для граждан. Так вот система субсидирования очевидно показывает, что в тех регионах, где она была запущена, пассажиропоток резко возрос. Поэтому говорить о том, что она неэффективна, не приходится. Программы субсидирования существуют не для коммерческой эффективности, а для того, чтобы ликвидировать дисбаланс между себестоимостью авиаперевозки и реальными доходами населения. Если, по мнению Счетной палаты, недостаточное количество людей совершают перелеты и хотелось бы повысить этот процент, то тогда следует увеличить размеры субсидий за билет с 50% до 70%. В таком случае есть шанс повысить авиапоток. Но я не думаю, что государство готово пойти на этот шаг в нынешней экономической ситуации. Сейчас главное, чтобы субсидии были сохранены на нынешнем уровне.

Подобное субсидирование региональных авиаперевозок существует и в других странах. Например, в Канаде. Страна, которая по климатическим условиям, плотности населения и размеру территории, наиболее похожа на Российскую Федерацию. Несмотря на то, что там доходы населения достаточно высокие и стабильные, себестоимость авиаперевозок существенно выше платежеспособного спроса. В первую очередь региональные власти, а не федеральные, субсидируют авиаперелеты в своих регионах. Климат, тяжелые условия эксплуатации и содержания инфраструктуры гражданской авиации не позволяют летать исключительно на основе рыночных механизмов. Реальная себестоимость очень высока. Если взять, например, в нашей стране Якутию, где компенсируются авиаперелеты, то территория этого региона сопоставима по размеру с четырьмя Франциями, а живет всего около миллиона человек. В этом регионе около 30 аэродромов, хотя в Московском регионе всего 3. Из-за тяжелого климата и большой территории очень трудно содержать там самолеты. Этим и мотивируется необходимость этих программ. По статистике мы можем увидеть, что цена на перелеты в подобных регионах более доступна, потому что значительно больше людей начало летать при возникновении этих субсидий. Если мы хотим повысить пассажиропоток, то тут только вопрос к государству и его готовности выделить больше средств на покрытие расходов граждан.
22 октября 2020 Новости
Невозможно спасти всех: до половины российских авиакомпаний не переживут кризис
 Невозможно спасти всех: до половины российских авиакомпаний не переживут кризис Российские авиакомпании направили письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой выделить дополнительные субсидии в размере 50 млрд рублей. Средства необходимы для поддержания работы авиаперевозчиков во время пандемии. Об этом сообщил глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
24 сентября 2020 Новости
Авиабилеты подорожают
 Авиабилеты подорожают Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отложить повышение ставки НДС на авиаперевозки через Москву до 2024 года. Об этом сообщил президент РСПП Александр Шохин.
15 сентября 2020 Новости
Границы большинства стран останутся закрытыми до весны
 Границы большинства стран останутся закрытыми до весны Российские авиакомпании хотят получить разрешение на полеты в закрытые страны. Для этого они подготовили соответствующее заявление к заседанию межведомственной комиссии по допуску авиакомпаний к воздушным перевозкам, которое намечено на 17 сентября.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".