Статья
8 Апреля 2011 15:47

Авиационный узел

<p>Основным трендом недели стала консолидация авиатранспортных активов. Несколько дней назад Владимир Путин предложил объединить «Шереметьево» и «Внуково» в единый комплекс. Предварительная договоренность с мэром Москвы, Минтрансом и Минфином на этот счет уже достигнута. На данный момент правительству РФ принадлежит 100% «Шереметьево», а правительству Москвы - 75% «Внуково» (остальное принадлежит частным акционерам). Причем, помимо госактивов – федерального «Шереметьево» и столичного «Внуково» - в объединенный авиаузел может войти и частный «Домодедово». Бизнес-структура в последние годы испытывает проблемы с обеспечением безопасности, что может спровоцировать смену акционеров резидента.<br />
<br />
В прошлом крупные игроки не раз пытались перехватить контроль над «Домодедово». Так, с 2004 года по 2006 год государство в лице Росимущества добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн». Однако тогда этот спор был урегулирован без смены собственников.<br />
<br />
Претензии к «Ист Лайн» традиционно подкреплялись запутанной структурой собственности компании. Аэропортом владеет группа «Ист Лайн», которая принадлежит офшорной компании FML. Номинальными держателями долей в офшоре выступают физические лица - нерезиденты. Однако реальными бенефициарами «Домодедово» являются председатель совета директоров «Ист Лайн» Дмитрий Каменщик и глава наблюдательного совета бизнес-структуры Валерий Коган. До 2010 года именно усилиями последнего удавалось отбиваться от многочисленных аппаратных атак Росимущества и отраслевых игроков.<br />
<br />
Однако с 2008 года Валерий Коган стал терять свои позиции. Ранее предприниматель имел выходы на Минтранс и Администрацию президента (АП). Три года назад уход Владимира Путина в правительство привел к кадровой ротации в АП, что существенно снизило аппаратный ресурс Когана. Теперь бизнесмену будет сложнее отбиться от претендентов на «Домодедово».<br />
<br />
На рынке появилась информация, что стратегическим активом заинтересовались «Ростехнологии». Госкорпорация Сергея Чемезова уже пыталась выйти на авиационный рынок РФ посредством образования «Авиалиний России» (ОАО «Авиакомпания»). Впервые о создании нового авиаоператора было объявлено осенью 2008 года. Тогда правительство анонсировала крупнейшую в истории РФ консолидацию авиакомпаний. В новую бизнес-структуру должны были войти госкорпорация «Ростехнологии», правительство Москвы и администрацией Красноярского края.<br />
<br />
Объединенная компания могла стать крупнейшим российским авиаоператором за счет объединения ключевых активов. Предполагалось, что резидент получить контроль над «Атлант-Союзом», альянсом AiRUnion, ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургскими авиалиниями», «Саратовскими авиалиниями» и «Владивосток-авиа». Госпакеты всех перечисленных компаний правительство намеревалось передать в уставный капитал «Ростехнологий». При этом базовым для новой компании должен был стать один из трех основных аэропортов московского авиаузла - «Внуково».<br />
<br />
Однако в начале 2010 года правительство решило «свернуть» проект госкорпорации. В феврале Владимир Путин поручил передать авиационные активы не «Авиалиниям России», а «Аэрофлоту». Причиной демарша премьер-министра стали финансовые проблемы «Ростехнологий». Компании предстояло выводить на рентабельность «АвтоВАЗ», форсировать реструктуризацию ВПК, и дополнительных ресурсов на сторонние проекты у резидента не было.<br />
<br />
Несмотря на фиаско, госкорпорация Сергея Чемезова сохранила интерес к авиационному рынку РФ. На этот раз «Ростехнологии» нацелились на «Домодедово», позиции которого целенаправленно слабели после «ледяного дождя» в конце 2010, теракта начала 2011 года и заявлений о создании единого авиатранспортного узла в Москве.<br />
<br />
<strong><em>Дмитрий Абзалов</em></strong><em>, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".