Авиационный узел
Основным трендом недели стала консолидация авиатранспортных активов. Несколько дней назад Владимир Путин предложил объединить «Шереметьево» и «Внуково» в единый комплекс. Предварительная договоренность с мэром Москвы, Минтрансом и Минфином на этот счет уже достигнута. На данный момент правительству РФ принадлежит 100% «Шереметьево», а правительству Москвы - 75% «Внуково» (остальное принадлежит частным акционерам). Причем, помимо госактивов – федерального «Шереметьево» и столичного «Внуково» - в объединенный авиаузел может войти и частный «Домодедово». Бизнес-структура в последние годы испытывает проблемы с обеспечением безопасности, что может спровоцировать смену акционеров резидента.
В прошлом крупные игроки не раз пытались перехватить контроль над «Домодедово». Так, с 2004 года по 2006 год государство в лице Росимущества добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн». Однако тогда этот спор был урегулирован без смены собственников.
Претензии к «Ист Лайн» традиционно подкреплялись запутанной структурой собственности компании. Аэропортом владеет группа «Ист Лайн», которая принадлежит офшорной компании FML. Номинальными держателями долей в офшоре выступают физические лица - нерезиденты. Однако реальными бенефициарами «Домодедово» являются председатель совета директоров «Ист Лайн» Дмитрий Каменщик и глава наблюдательного совета бизнес-структуры Валерий Коган. До 2010 года именно усилиями последнего удавалось отбиваться от многочисленных аппаратных атак Росимущества и отраслевых игроков.
Однако с 2008 года Валерий Коган стал терять свои позиции. Ранее предприниматель имел выходы на Минтранс и Администрацию президента (АП). Три года назад уход Владимира Путина в правительство привел к кадровой ротации в АП, что существенно снизило аппаратный ресурс Когана. Теперь бизнесмену будет сложнее отбиться от претендентов на «Домодедово».
На рынке появилась информация, что стратегическим активом заинтересовались «Ростехнологии». Госкорпорация Сергея Чемезова уже пыталась выйти на авиационный рынок РФ посредством образования «Авиалиний России» (ОАО «Авиакомпания»). Впервые о создании нового авиаоператора было объявлено осенью 2008 года. Тогда правительство анонсировала крупнейшую в истории РФ консолидацию авиакомпаний. В новую бизнес-структуру должны были войти госкорпорация «Ростехнологии», правительство Москвы и администрацией Красноярского края.
Объединенная компания могла стать крупнейшим российским авиаоператором за счет объединения ключевых активов. Предполагалось, что резидент получить контроль над «Атлант-Союзом», альянсом AiRUnion, ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургскими авиалиниями», «Саратовскими авиалиниями» и «Владивосток-авиа». Госпакеты всех перечисленных компаний правительство намеревалось передать в уставный капитал «Ростехнологий». При этом базовым для новой компании должен был стать один из трех основных аэропортов московского авиаузла - «Внуково».
Однако в начале 2010 года правительство решило «свернуть» проект госкорпорации. В феврале Владимир Путин поручил передать авиационные активы не «Авиалиниям России», а «Аэрофлоту». Причиной демарша премьер-министра стали финансовые проблемы «Ростехнологий». Компании предстояло выводить на рентабельность «АвтоВАЗ», форсировать реструктуризацию ВПК, и дополнительных ресурсов на сторонние проекты у резидента не было.
Несмотря на фиаско, госкорпорация Сергея Чемезова сохранила интерес к авиационному рынку РФ. На этот раз «Ростехнологии» нацелились на «Домодедово», позиции которого целенаправленно слабели после «ледяного дождя» в конце 2010, теракта начала 2011 года и заявлений о создании единого авиатранспортного узла в Москве.
Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев