Статья
1754 3 июля 2009 0:01

Аврал перед каникулами

Госдума продлила весеннюю сессию до 17 июля. На повестке остались несколько важных законопроектов, которые требуют рассмотрения.  3 июля депутаты приняли в третьем чтении законопроект об антикоррупционной экспертизе.

Как пишет официальный сайт Госдумы, закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (в т.ч. их проектов), устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Они отражаются: 1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ; 2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

Заключение носит рекомендательный характер и подлежитобязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Среди других закопроектов, принятых в третьем чтении Госдумой - закон, уточняющий порядок передачи земель при подготовке Олимпиады в Сочи. Кроме того, депутаты приняли закон, смягчающий требования ФАС к сделкам, для совершения которых компании обязаны получать согласие Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ.  На заседании 3 июля также приняты поправки, упрощающие регистрацию и отчетность НКО и уточнен перечень чиновников, имеющих доступ к государственной тайне. Депутаты приняли поправки в бюджет-2009 о внесении в фонд ЕврАзЭС $750 млн и о выделении кредита Молдавии. Нижняя палата российского парламента ратифицировала соглашение между Россией и Китаем по проектированию, строительству и эксплуатации нефтепровода Сковородино - Мохэ.

Принятые законопроекты стали одними из последних инциатив, рассмотренных Госдумой перед уходом на каникулы. Спикер нижней палаты российского парламента Борис Грызлов  подвел итоги весенней сессии. В интервью Парламентской газете он высказал мнение, что Россия, ее власть, ее экономика, несмотря на серьезнейшие за более чем десятилетний период трудности глобального характера, демонстрируют твердую устойчивость к испытаниям. Политическая система страны показала свою эффективность. Взаимодействие президента, главы правительства, законодательной власти было четким и оперативным, что позволило не только вовремя реагировать на возникающие проблемы, но и работать на будущее развитие страны.

По оценке Грызлова, оперативно был внесен Правительством, обсужден и принят Государственной Думой пакет антикризисных законов, внесены поправки в закон о бюджете на этот год. Был сделан важный шаг в формировании системы противодействия коррупции. Получили законодательное оформление меры по демократизации и укреплению политической системы, предложенные Президентом в ежегодном Послании Федеральному Собранию. Была значительно усилена законодательная база для государственного строительства и достижения стратегических целей.

Что касается тактических задач, то спикер Госдумы считает, что многие из них возникли в силу текущего состояния мировой экономики. Переживаемый миром финансово-экономический кризис еще раз подчеркнул роль денег, денежного обращения и финансовых инструментов в современной экономике. Он подчеркнул также необходимость соблюдения всеми - от отдельных людей и предприятий до государственных структур и центральных банков - разумного баланса между доходами и расходами.

Комментарии экспертов

Что касается антикоррупционных законов, над которыми работает Госдума, здесь надо иметь в виду, что любые законы, имеющие рекомендательный характер - на самом деле не работают. На мой взгляд, в 90 процентов случаев это так. Если вы оставляете для какого-то преступного бизнеса, криминала или коррупционеров свободу манёвра, можете быть на 100 процентов уверены, что эта свобода будет использована не в пользу закона, а против него и против государства.

Мне кажется, что борьба с коррупцией должна проводиться более решительными мерами, более жесткими нормами, одних благих пожеланий друг другу здесь явно недостаточно.


 

Введение антикоррупционной экспертизы кажется мне весьма спорной инициативой. Она создает лишнюю инстанцию, которая будет вмешиваться в государственные дела, и тем самым сама по себе будет коррупционной за счёт того, что будет создавать некую прослойку между законодателями и процессом принятия решений. Под видом борьбы с коррупцией она будет неизбежно проталкивать какие-то свои интересы и пытаться влиять на законодательный процесс. Между тем, согласно нашему законодательству, только парламент занимается принятием законов. Любое вмешательство в законодательный процесс каких-то непонятных людей не вызывает никакого энтузиазма.

Если же речь идёт о коррупционности самих законов, то тут должна вмешиваться прежде всего исполнительная власть. Президент по закону имеет право вето. Оно может быть преодолено только большинством каждой палаты Федерального собрания. Совершенно очевидно, что президент, по заключению правового управления администрации, всегда имеет возможность наложить на закон вето, которое вряд ли будет преодолено. И возникновение в цепочке «Государственная Дума – Совет Федерации – президент» ещё какой-то комиссии по борьбе с коррупционными законами создаёт ещё одну точку заноса денег.

Что же касается подведения итогов работы Госдумы в весеннюю сессию, можно отметить принятие закона о том, что кандидатуры губернаторов имеет право предлагать президенту победившая на выборах партия. Этот закон явно работает на «Единую Россию» по той простой причине, что именно она является доминирующей партией в подавляющем большинстве законодательных собраний. Однако сказать, что закон как-то существенно демократизирует политическую систему, нельзя. 

В целом, эта сессия ничем особым не отличалась от предыдущих. Она была обычной. Государственная Дума тесно работала с правительством и президентом и, в общем, одобряла все те решения и инициативы, которые президент и правительство выдвигали, что от неё и ожидалось. Поэтому никаких сенсаций в деятельности Госдумы, на мой взгляд, не произошло.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".