Статья
471 2 июня 2009 10:13

Автопром на мировой рынок

Обанкротившийся General Motors принес России надежду на то, что она сможет встроиться в мировой автомобильный рынок. Сбербанк только недавно договорился о покупке 35% Opel, а правительство уже интегрирует его в концепцию отечественного автопрома. А "АвтоВАЗ" подумывает о выкупе доли GM в СП "GM-АвтоВАЗ". Об этом сообщает "Интерфакс".

Американский автогигант General Motors (GM), который накануне подал заявление о добровольном банкротстве, поможет российскому автопрому. Разваливающийся концерн даст возможность российскому производителю встроиться в мировой рынок. Речь идет и о приобретении Opel, и о выкупе доли GM в СП "GM-АвтоВАЗ".

ОАО "АвтоВАЗ" намерено выкупить долю обанкротившегося автоконцерна в совместном предприятии "GM-АвтоВАЗ". Дело в том, что таковы условия соглашения между двумя автостроителями.

В случае несостоятельности одного из основателей ЗАО "Джи ЭМ - АвтоВАЗ" другой получает преимущественное право на выкуп его доли. Волжский завод и GM владеют равными долями в СП - по 41,6%, оставшиеся 16,8% принадлежат Европейскому банку реконструкции и развития.

Однако ситуация на "АвтоВАЗе" такова, что покупать что-либо для него очень проблематично - концерну обещали господдержку в миллиарды рублей, чтобы тот не прекратил свое существование, но деньги он до сих пор не получил. Простым гражданам не совсем понятно, откуда возьмутся средства на покупку доли в СП, если снова не поможет правительство.

Комментарии экспертов

Прежде чем говорить о перспективах встраивания российского автопрома в мировой рынок, нужно хорошо понимать условия сделки, на которых Сбербанк становится совладельцем Opel. Об этих условиях вчера подробно писали российские деловые издания. Сбербанк действительно станет одним из крупнейших акционеров автоконцерна Opel. Его доля составит 35% акций. Канадская Magna получит порядка 20%. 35% акций Opel останутся у GM, которому предстоит процедура банкротства, реструктуризация и попытки возвращения к прибыльности. Еще 10% будут принадлежатm трудовому коллективу немецкого производителя. Однако, по условиям сделки, при своей столь значительной доле Сбербанк никак не будет определять стратегию развития Opel и его производственную политику. Сбербанк будет инвестировать в развитие Opel, будет держателем его акций, но реально управлять всем будет Magnа, которая находится, пожалуй, сейчас в самой выгодной ситуации.

Можно сказать, что наш банк играет роль свадебного генерала. Российскому банку остается надеться, что Opel станет прибыльным и инвестиция, таким образом, окажется удачной. Кроме того, Opel поставил амбициозную задачу увеличения своей доли на российском рынке до 20%. Вряд ли производство такого количества автомобилей будет локализовано, даже на условиях “отверточной” сборки, на территории России. Даже если будут задействованы мощности ГАЗа, который недавно провалился с производством Siber. Скорее всего, Сбербанку придется лоббировать снижение пошлин, чтобы Opel стал в России таким же дешевым, каким он и является в Европе, то есть идти против интересов того же ГАЗа и АвтоВАЗа.

Что касается выкупа волжским заводом своей доли в ЗАО "Джи ЭМ - АвтоВАЗ", то опять-таки нужно понимать, что возможности этого проекта не слишком велики. Совместное предприятие выпускает один автомобиль Chevrolet NIVA. Доля этого автомобиля на российском рынке довольно не велика, и погоды он не делает. Непонятно также, каким образом АвтоВАЗ будет развивать этот проект дальше, если GM из него выйдет. На что способен Волжский автомобильный завод, мы все прекрасно знаем. На протяжении всех последних лет он блестяще доказывал, что может существовать только в особых условиях при поддержке государства, хронически не способен производить конкурентоспособный автомобиль. При понижении пошлин и без поддержки государства, то есть налогоплательщиков, в том числе тех, которые даже не имеют прав, он не выживет.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".