Статья
29 Июля 2009 0:01

Автопром затягивает пояса

Российский автопром переживает непростые времена. Покупательский бум, которому в немалой степени способствовало автокредитование, с наступлением кризиса сошел на нет. Потребление упало, заводы вынуждены сокращать производство. На АвтоВАЗе могут сократить более 27 тысяч сотрудников.

ОАО «АвтоВАЗ» намерено сократить 27 тыс. 691 сотрудника, сообщили «Интерфаксу» несколько источников, присутствовавших на заседании поставщиков предприятия. По их словам, исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров объявил об этих планах на заседании, на котором также присутствовал губернатор Самарской области Владимир Артяков.

На данный момент численность сотрудников предприятия составляет около 110 тыс. человек.

Независимый профсоюз работников ОАО «АвтоВАЗ» «Единство» в связи с планами автоконцерна уволить четверть сотрудников не будет объявлять забастовку, но ужесточит требования на запланированном митинге, заявил лидер профсоюза Петр Золотарев.

«Эти намерения руководства „АвтоВАЗа“, безусловно, повлияют на наши требования, которые на предстоящем 6 августа митинге прозвучат значительно жестче, чем ранее планировалось. Наша акция протеста пройдет в форме митинга. О забастовке речь не идет, поскольку для ее проведения нужна подготовка. Но, в любом случае, во время митинга предприятие работать не будет», — сообщил сопредседатель Межрегионального профсоюза работников автомобилестроения П. Золотарев агентству.

Профсоюз «Единство» подал заявку на проведение митинга в мэрию Тольятти, и городские власти уже подтвердили факт поступления этой заявки. «На данный момент официальное разрешение на проведение акции еще не получено, но оно должно поступить не позднее, чем за 5 дней до даты проведения митинга, соответственно, до 1 августа», — сообщил П. Золотарев.

По его мнению, если руководство «АвтоВАЗа» не прислушается к требованиям профсоюза не сокращать заработную плату и численность работников, то нельзя исключать, что к октябрю социально-экономическая ситуация в Тольятти будет сравнима с событиями в Пикалево. «Все должно проясниться к октябрю. Если улучшений не будет и руководство предприятия не прислушается к нашим требованиям, нельзя исключать резкого обострения ситуации», — считает глава профсоюза.

Комментарии экспертов
<p>Когда средства господдержки выдаются на таких условиях, что не требуется особо отчета, разумеется, они будут использоваться не столь эффективно. </p>
<p>Что касается АвтоВАЗа, я считаю, у него есть очень серьезные перспективы в связи с тем, что он может производить дешевые автомобили. Но для того чтобы он работал более-менее эффективно, нужно произвести существенные изменения в менеджменте. Он должен нести реальную ответственность за те программы, которые он исполняет.<br>
</p>
<p>В кризисе сейчас находится автомобильная промышленность практически во всём мире. В самом тяжёлом положении, может быть, находится американская автомобильная отрасль, где, как мы знаем, практически через процедуру банкротства уже прошли две из трёх крупнейших компаний – General Motors и Chrysler. Более того, это происходит в истории США впервые, и сама процедура банкротства тоже нетипичная – с поиском иностранных партнёров, с большой долей государства и т.д. происходит реструктуризация этой отрасли. </p>
<p>Поэтому я думаю, что нам сейчас нельзя рассматривать отдельно от мирового кризиса проблемы российского автопрома. Они, конечно, существуют. Это специфическая составляющая в течение всего пореформенного периода. Но, тем не менее, на данном фоне все эти проблемы воспринимаются ещё и иначе. Объективно кризис отрасли обусловлен падением спроса на автомобили во всём мире. Я приведу одну цифру – за прошлый год сокращение сбыта автомобилей в США было практически в 2 раза: с 17 миллионов до 8 миллионов автомобилей, проданных в год. Это очень существенное сокращение конъюнктуры на этом рынке. </p>
<p>Учитывая, что наши автомобили находились в специфической конкурентной ниши, то есть это автомобили недорогие, но, прямо скажем, невысокого качества, то я думаю, что и в этой ниши тоже существует своя проблема падения спроса. Может быть, какое-то переключение из более дорогих сегментов в этот сегмент произошло, но, тем не менее, основной потребитель, нижняя часть среднего класса, я думаю, сейчас находится не в лучшем положении в связи с падением занятости, общим сокращением зарплат и т.д.</p>
<p>Поэтому это двоякая причина. Это застарелые проблемы этой отрасли, которые, к сожалению, практически не решаются. Все разговоры о новых моделях оказываются накаченная помпой, когда одна модель выводится на рынок раз более чем в пять лёт. По большому счёту, это совершенно не темпы для автомобильной отрасли. </p>
<p>Я думаю, на фоне всех этих развивающихся тенденций, что для самостоятельного функционирования российского автопрома остаётся всё меньше шансов. Так или иначе, придётся искать какие-то альянсы. Другое дело, что эта отрасль действительно имеет стратегический характер, и связано это с тем, что головное сборочное предприятие держит на себе огромное количество предприятий-поставщиков. И один занятый в сборочном производстве обеспечивает работы от 7 до 10 человек во всех сопряжённых производствах. </p>
<p>Поэтому поддержка этой отрасли имеет ещё и системный характер. То есть достаточно сократить определённое количество людей в головном сборочном предприятии, и мы сразу получаем мультиплицирующий эффект, который автоматически приводит к сокращению в 5-7, а то и в 10 раз большего числа людей во всех сопутствующих отраслях – в поставщиках каких-то деталей, в шинном производстве, например, и т.д.</p>
<p>Поэтому я думаю, что поддерживать всё равно придётся, но одно дело – тактическая поддержка с постепенным закрытием, или всё-таки стратегическая линия на сохранение мощностей. Но тогда нужен какой-то стратегический партнер, который мог бы выступать либо в качестве совладельца в рамках совместного предприятия, либо в рамках генерального владельца этих предприятий. Другого пути я лично не вижу. </p>
<p>Может быть, я не очень крупный специалист именно в автомобильной отрасли, но общие экономические соображения и анализ тенденций в мире показывают, что это путь, по-видимому, единственный. Если уж даже такие компании, как «Мицубиси» ищут партнёров, происходят такие глобальный альянсы, как «Мицубиси» - «Рено», за некоторое количество лет перед банкротством «Крайслера» было слияние «Крайслера» с «Даймлер-Бенц». то на этом фоне отечественный автопром смотрится совсем карликом. Боюсь, что шансов на самостоятельное выживание здесь практически нет.<br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".