Статья
29 Июля 2009 0:01

Автопром затягивает пояса

<p>Российский автопром переживает непростые времена. Покупательский бум, которому в немалой степени способствовало автокредитование, с наступлением кризиса сошел на нет. Потребление упало, заводы вынуждены сокращать производство. На АвтоВАЗе могут сократить более 27 тысяч сотрудников.</p>
<p>ОАО «АвтоВАЗ» намерено сократить 27 тыс. 691 сотрудника, сообщили «<a title="Интерфакс" href="http://www.interfax.ru/">Интерфаксу</a>» несколько источников, присутствовавших на заседании поставщиков предприятия. По их словам, исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров объявил об этих планах на заседании, на котором также присутствовал губернатор Самарской области Владимир Артяков.</p>
<p>На данный момент численность сотрудников предприятия составляет около 110 тыс. человек.</p>
<p>Независимый профсоюз работников ОАО «АвтоВАЗ» «Единство» в связи с планами автоконцерна уволить четверть сотрудников не будет объявлять забастовку, но ужесточит требования на запланированном митинге, заявил лидер профсоюза Петр Золотарев.</p>
<p>«Эти намерения руководства „АвтоВАЗа“, безусловно, повлияют на наши требования, которые на предстоящем 6 августа митинге прозвучат значительно жестче, чем ранее планировалось. Наша акция протеста пройдет в форме митинга. О забастовке речь не идет, поскольку для ее проведения нужна подготовка. Но, в любом случае, во время митинга предприятие работать не будет», — сообщил сопредседатель Межрегионального профсоюза работников автомобилестроения П. Золотарев агентству.</p>
<p>Профсоюз «Единство» подал заявку на проведение митинга в мэрию Тольятти, и городские власти уже подтвердили факт поступления этой заявки. «На данный момент официальное разрешение на проведение акции еще не получено, но оно должно поступить не позднее, чем за 5 дней до даты проведения митинга, соответственно, до 1 августа», — сообщил П. Золотарев.</p>
<p>По его мнению, если руководство «АвтоВАЗа» не прислушается к требованиям профсоюза не сокращать заработную плату и численность работников, то нельзя исключать, что к октябрю социально-экономическая ситуация в Тольятти будет сравнима с событиями в Пикалево. «Все должно проясниться к октябрю. Если улучшений не будет и руководство предприятия не прислушается к нашим требованиям, нельзя исключать резкого обострения ситуации», — считает глава профсоюза.<br>
</p>
Комментарии экспертов
<p>Когда средства господдержки выдаются на таких условиях, что не требуется особо отчета, разумеется, они будут использоваться не столь эффективно. </p>
<p>Что касается АвтоВАЗа, я считаю, у него есть очень серьезные перспективы в связи с тем, что он может производить дешевые автомобили. Но для того чтобы он работал более-менее эффективно, нужно произвести существенные изменения в менеджменте. Он должен нести реальную ответственность за те программы, которые он исполняет.<br>
</p>
<p>В кризисе сейчас находится автомобильная промышленность практически во всём мире. В самом тяжёлом положении, может быть, находится американская автомобильная отрасль, где, как мы знаем, практически через процедуру банкротства уже прошли две из трёх крупнейших компаний – General Motors и Chrysler. Более того, это происходит в истории США впервые, и сама процедура банкротства тоже нетипичная – с поиском иностранных партнёров, с большой долей государства и т.д. происходит реструктуризация этой отрасли. </p>
<p>Поэтому я думаю, что нам сейчас нельзя рассматривать отдельно от мирового кризиса проблемы российского автопрома. Они, конечно, существуют. Это специфическая составляющая в течение всего пореформенного периода. Но, тем не менее, на данном фоне все эти проблемы воспринимаются ещё и иначе. Объективно кризис отрасли обусловлен падением спроса на автомобили во всём мире. Я приведу одну цифру – за прошлый год сокращение сбыта автомобилей в США было практически в 2 раза: с 17 миллионов до 8 миллионов автомобилей, проданных в год. Это очень существенное сокращение конъюнктуры на этом рынке. </p>
<p>Учитывая, что наши автомобили находились в специфической конкурентной ниши, то есть это автомобили недорогие, но, прямо скажем, невысокого качества, то я думаю, что и в этой ниши тоже существует своя проблема падения спроса. Может быть, какое-то переключение из более дорогих сегментов в этот сегмент произошло, но, тем не менее, основной потребитель, нижняя часть среднего класса, я думаю, сейчас находится не в лучшем положении в связи с падением занятости, общим сокращением зарплат и т.д.</p>
<p>Поэтому это двоякая причина. Это застарелые проблемы этой отрасли, которые, к сожалению, практически не решаются. Все разговоры о новых моделях оказываются накаченная помпой, когда одна модель выводится на рынок раз более чем в пять лёт. По большому счёту, это совершенно не темпы для автомобильной отрасли. </p>
<p>Я думаю, на фоне всех этих развивающихся тенденций, что для самостоятельного функционирования российского автопрома остаётся всё меньше шансов. Так или иначе, придётся искать какие-то альянсы. Другое дело, что эта отрасль действительно имеет стратегический характер, и связано это с тем, что головное сборочное предприятие держит на себе огромное количество предприятий-поставщиков. И один занятый в сборочном производстве обеспечивает работы от 7 до 10 человек во всех сопряжённых производствах. </p>
<p>Поэтому поддержка этой отрасли имеет ещё и системный характер. То есть достаточно сократить определённое количество людей в головном сборочном предприятии, и мы сразу получаем мультиплицирующий эффект, который автоматически приводит к сокращению в 5-7, а то и в 10 раз большего числа людей во всех сопутствующих отраслях – в поставщиках каких-то деталей, в шинном производстве, например, и т.д.</p>
<p>Поэтому я думаю, что поддерживать всё равно придётся, но одно дело – тактическая поддержка с постепенным закрытием, или всё-таки стратегическая линия на сохранение мощностей. Но тогда нужен какой-то стратегический партнер, который мог бы выступать либо в качестве совладельца в рамках совместного предприятия, либо в рамках генерального владельца этих предприятий. Другого пути я лично не вижу. </p>
<p>Может быть, я не очень крупный специалист именно в автомобильной отрасли, но общие экономические соображения и анализ тенденций в мире показывают, что это путь, по-видимому, единственный. Если уж даже такие компании, как «Мицубиси» ищут партнёров, происходят такие глобальный альянсы, как «Мицубиси» - «Рено», за некоторое количество лет перед банкротством «Крайслера» было слияние «Крайслера» с «Даймлер-Бенц». то на этом фоне отечественный автопром смотрится совсем карликом. Боюсь, что шансов на самостоятельное выживание здесь практически нет.<br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".