Статья
662 24 сентября 2010 12:27

Авторское кино выходит из сумрака

Среди скептиков давно укоренилось представление, что в современном российском кино дорога открыта только фильмам, рассчитанным на массового и непритязательного зрителя. Однако настоящие артхаусные проекты сейчас снимаются с не меньшим размахом, чем блокбастеры. Яркий пример – секретный долгострой Ильи Хржановского «Дау».

Съемки фильма Федора Бондарчука «Обитаемый остров» – классического блокбастера, который прокатывался на всех доступных экранах страны – длились более 200 дней. Массовка насчитывала 7 тысяч человек, а для батальной сцены построили 13 танков. Илья Хржановский работает над картиной о судьбе советского физика Льва Ландау уже четыре года. В прошлом году он говорил, что на кастинге в общей сложности отсмотрел 150 тысяч кандидатов. В массовых сценах «Дау» участвуют десятки тысяч статистов, и каждый был отобран лично режиссером.

С позволения городских властей Харьков превратился в настоящий полигон для экспериментов Хржановского. Прямо на крышах домов он проложил трамвайные пути, поставил светофоры, разбил скверы – и получилась Москва 50-х годов. На заброшенном стадионе декораторы воздвигли циклопические конструкции в духе сталинского конструктивизма. Академик Ландау повидал на своем веку несколько эпох, и все эти периоды режиссер стремится воспроизводить с ювелирной точностью. Он следит, чтобы розетки ни в коем случае не напоминали о 80-х, запрещает пользоваться на площадке мобильными телефонами и курить сигареты с фильтром. Все гости и журналисты должны переодеваться в старомодные костюмы: не дай бог в кадр попадет чья-то фигура в джинсах. Кроме того, все актеры живут жизнью сталинской эпохи не только во время съемок, но и после них: им запрещается переодеваться в современную одежду, а условия их обитания вполне соответствуют духу шестидесятилетней давности: скромные коммуналки, где в каждой комнате живут по две семьи.

Полное погружение в другой мир – таинство, доступное настоящим мастерам авторского кино. Режиссер Александр Сокуров, которого некоторые критики называют преемником Тарковского, тоже строит целый город в Германии для съемок фильма «Фауст». Бюджет картины, по данным РИА Новости, по состоянию на январь 2009 года, составляет 12 миллионов евро. Тарковскому о таких деньгах приходилось только мечтать, и он прибегал к художественным хитростям. Знаменитый океан Солярис в одноименном шедевре – на самом деле просто каша, закипающая на плите.

Достоверных сведений о бюджете «Дау» нет. В 2006 году, когда еще не снятый фильм каннское жюри включило в список самых ожидаемых проектов в рамках программы «Ателье», заявлялась цифра 3,5 миллиона долларов. Однако в 2008 году в прессе циркулировала информация о том, что картина стоит 10 миллионов долларов. В прошлогодних публикациях отмечалось, что и этот рубеж давно преодолен. Учитывая, что одна часть «Обитаемого острова» обошлась в 18 миллионов, у российского артхауса есть шанс вплотную приблизиться по расходам к мейнстриму.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".