Статья
3 Марта 2010 0:03

Азербайджан за сохранение СНГ

<p>В Азербайджан с рабочим визитом прибыл первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, который является координатором по СНГ. </p>
<p>На встрече с Шуваловым премьер республики Артур Расизаде выступил за более интенсивную интеграцию в рамках СНГ. «Мы сторонники сохранения СНГ, и более того, работы по более интенсивной интеграции со странами Содружества», - сказал А.Расизаде. Он подчеркнул, что «все хорошие наработки должны быть не только сохранены, но и приумножены».</p>
<p>Азербайджанское информагентство <a href="http://www.azertag.com">АзерТАдж</a> приводит подробности встречи в Баку. По его данным, первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалова, в свою очередь, проинформировал главу азербайджанского правительства о своем визите по странам СНГ и поделился предложениями по приоритетными направлениям сотрудничества в рамках Содружества. Он отметил, что все страны-члены Содружества едины во мнении по развитию контактов по базовым областям экономики- энергетической сфере и транспорту. При этом необходимо уделить внимание внедрению энергоэффективных технологий, в том числе экологически безопасных. Среди вопросов, которые требуют обсуждения, является урегулирование проблем, с которыми сталкиваются практически все члены СНГ, на рынке труда, трудовых мигрантов, а также обеспечения продовольственной безопасности. <br />
<br />
Изменения в Содружестве могут быть связаны с созданием Таможеннного союза, в целом же СНГ продолжает функционировать, объединяя ближнее зарубежье политически, экономически, с точки зрения безопасности и сохраняя по возможности единое культурное пространство. В 2010 году Россия председательствует в Содружестве. 5 марта в Москве пройдет заседание Экономического совета СНГ. В области экономической интеграции разрабатывается Межгосударственная  целевая программа инновационного сотрудничества на период до 2020 года, реализация антикризисных мер государств СНГ, усиление ресурсных возможностей Межгосбанка СНГ для поддержки инвестиционных проектов в странах Содружества.</p>
<p>Тема двустороннего российско-азербайджанского сотрудничества также поднималась на встрече Шувалова и Расизаде. Как полагает азербайджанский премьер, объем товарооборота между Россией и Азербайджаном в 2010 году должен превысить $2 млрд. «В прошлом году не по нашей вине, а ввиду глобального экономического кризиса, объем товарооборота между нашими странами уменьшился всего на 6%. Наша цель в этом году превзойти $2 млрд.», - цитирует  Артура Расизаде <a href="http://www.interfax.ru">Интерфакс</a>.  Премьер подчеркнул, что у Азербайджана и России не осталось нерешенных вопросов за исключением завершения работы по делимитации азербайджано-российской границы. А.Расизаде выразил уверенность, что на предстоящем в апреле заседании экспертов удастся согласовать оставшийся нерешенный вопрос о согласовании координат границ, пролегающей по трансграничной реке, и вопрос делимитации будет окончательно решен.</p>
<p>Как уже сообщалось ранее, с текущего года Россия начала закупать у Азербайджана природный газ.  Председатель правления ОАО  «Газпром» Алексей Миллер заявил в январе о том, что «очень важной отличительной особенностью подписанного контракта является то, что не установлена верхняя граница объемов закупки газа, мы будем закупать столько, сколько азербайджанская сторона сможет поставить».<br />
<br />
Значение соглашения без ограничения объема закупок не только в том, что Азербайджану удалось решить свои сложности с Турцией, писала газета Взгляд. Это максимально усложняет реализацию проекта Nabucco – газопровода из Турции в Германию через балканские страны в обход России. Дело в том, что для такого проекта нужны ресурсы. Предполагалось, что их предоставят Иран, Азербайджан и Туркмения. Однако в поставки топлива с юга Ирана могут вмешаться политические проблемы. Азербайджан ушел в Россию.</p>
<p>В Баку Игорь Шувалов приехал из Астаны, где встречался с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым.</p>
Комментарии экспертов
<p>Договоренность о том, что Россия будет покупать азербайджанский газ, была достигнута в прошлом году,  и это вызвало бурные дискуссии в мировом сообществе, прежде всего, в европейском, поскольку Азербайджан рассматривался в качестве одного из потенциальных поставщиков  газа для альтернативного России газопровода Набукко.<br />
<br />
И уже сейчас видно, что Азербайджан сделал ставку именно на Россию и, безусловно, здесь сыграл не только энергетический, но и политический момент. А именно - установление дипломатических отношений между Турцией и Арменией, что вызвало крайне негативную оценку в азербайджанских политических кругах, которые посчитали данный шаг угрозой своим национальным интересам и предательством т.н. «братского народа».<br />
<br />
Поэтому Азербайджан таким образом хочет продемонстрировать, что ему есть с кем сотрудничать, поскольку в данном случае, конечно, решение о возобновлении дипотношений с Арменией не было решением исключительно Турции, а было принято в том числе при посредничестве США и Евросоюза. Поэтому этим своим шагом Азербайджан хочет показать, что у него есть альтернативные направления для сотрудничества, прежде всего, Россия, которая является ключевым конкурентом для США и Европы в плане энергетических проектов. Поэтому, трактовать это решение Азербайджана надо как стремление показать США и Евросоюзу, что позиции этих стран не так сильны, как это кажется, и что Азербайджан  придерживается самостоятельной позиции, которая не всегда согласуется с позицией США и Европы.</p>
<p>В последней редакции внешнеполитической концепции РФ дано точное и давно назревшее определение СНГ как региональной организации. То есть это не интеграционное объединение. В этом плане оно и должно реформироваться, становясь тем, чем является: региональной организаций, объединяющей страны, которые находятся рядом. Это не политическая организация, не экономическая организация, это организация региональная, и все её структуры надо постепенно превратить в соответствие с её назначением. <br />
<br />
Вопросы экономической интеграции надо в максимальной степени передавать туда, где эта интеграция реально идёт, то есть в Таможенный союз, ЕврАзЭС. Вопросы военно-политического сотрудничества – в ОДКБ. И таким образом нужно разгружать эту региональную организацию от несвойственных ей функций и продлевать её существование, потому что зачастую заявленные несвойственные функции входили в противоречие с реальным положением дел.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".