Статья
917 17 июня 2011 2:13

Азиатская повестка

Минувшая неделя прошла под знаком азиатского вектора внешней политики президента. В условиях активизации контактов с евроатлантическими структурами (как по линии институтов ЕС и НАТО, так в двусторонней плоскости), Азия выглядит менее «востребованным» направлением. В этой связи азиатское турне Дмитрия Медведева, а также его переговоры в Москве с председателем КНР Ху Цзиньтао призваны компенсировать созданный вакуум, а также дать возможность «сверить часы» по актуальным проблемам текущего момента.

Юбилейный саммит ШОС в Астане, на «полях» которого также состоялась серия переговоров российского президента с коллегами по организации, проходит в условиях напряженной геополитической обстановки и обеспокоенности многими участниками ШОС событиями в арабском мире. В этой связи знаковым можно считать инициативы Нурсултана Назарбаева о создании структуры, координирующей работу сетевых ресурсов (киберпол), а также об учреждении Совещания по урегулированию территориальных и региональных конфликтов (как реакция на пассивность участников ШОС во время беспорядков в Киргизии).

Одним из пунктов визита Дмитрия Медведева в Астану значились переговоры с афганским коллегой Хамидом Карзаем. В последнее время афганская проблематика перестает находиться в «тени» российского геополитического интереса: после того как в 2009 году Россия дала согласие на транзит американских военных грузов через свою территорию, в отношениях между Москвой и Кабулом обозначился новый этап. Закономерным продолжением новой стратегии можно считать учреждение поста спецпосланника президента РФ по связям с Афганистаном Замира Кабулова – экс-посла России в этой стране. Если ранее контакты с Афганистаном носили ситуативный характер, обусловленный как нежеланием поднимать «неприятную» для Москвы тему, так и присутствием коалиционных сил НАТО, то с недавних пор подход к решению афганской проблематики меняется. Тому есть несколько причин. Во-первых, десятилетнее присутствие войск США и союзников в Афганистане заметно скорректировало политический ландшафт в приграничных республиках Центральной Азии. На их территории стали появляться западные военные базы, при том что российское военное присутствие в ряде республик становилось предметом для межгосударственных противоречий. Например, до сих пор не решен вопрос о передаче в аренду военного аэродрома «Айни», на который, помимо России, претендуют США и Индия. Расширение российского политического присутствия в Афганистане направлено на минимизацию угрозы контригры со стороны крупных региональных игроков.

Во-вторых, серьезной проблемой для российского руководства становится увеличение наркотрафика из Афганистан. По словам главы ФСКН Виктора Иванова, именно афганский глобальный наркотрафик представляет наибольшую угрозу для России. В связи с неспособностью коалиционных сил заниматься одновременно и борьбой с терроризмом, и с производством наркотических растений, директор ФСКН считает целесообразным, «чтобы мандат ООН распространялся также и на обязанность этих сил уничтожать наркосодержащие посевы, поскольку это затрагивает интересы нашего общества, наших людей, всех наших семей». А по словам пресс-секретаря национального министерства по борьбе с наркотиками Залмая Афзали, получаемые от реализации наркотических веществ средства являются основным источником дохода террористических групп. Таким образом, проблема наркотрафика, по всей видимости, и станет той платформой, с которой стартует обновленная стратегия невоенного возвращения России в Афганистан.

Евгения Войко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".