Статья
1261 8 июня 2010 0:00

Азиатский саммит в Стамбуле

В Стамбуле открылось Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в работе которого принимает участие премьер-министр РФ Владимир Путин, президенты Афганистана, Ирана, Казахстана, Азербайджана и другие лидеры стран-участниц.

Свое выступление на Совещании глава российского правительства посвятил трем основным вопросам.

Первое: Владимир Путин заявил, что озабоченности по поводу характера ядерной программы Тегерана должны быть сняты при самом активном участии Ирана.

«Нужно урегулировать такую опасную ситуацию, как ядерная программа Ирана, безусловно, путем конструктивных переговоров с подключением всех заинтересованных сторон и с соблюдением интересов каждого из участников переговоров», - заявил российский премьер, передает Интерфакс.

Глава правительства РФ сообщил, что президент Ирана выразил свою позицию на Совещании, и добавил, что ему хорошо известно о том, что  «мы заканчиваем работу по строительству АЭС в Бушере, и в августе она будет запущена». «Вместе с тем, мы считаем, что мы все сообща при самом активном участии иранской стороны должны снять все озабоченности по поводу характера иранской ядерной программы», - отметил Владимир Путин.

Второе: премьер-министр России заявил, что выступает за «скорейшее прекращение блокады Газы», а также за реальные шаги по облегчению гуманитарной обстановки на палестинских территориях. «Трагический инцидент с гуманитарным караваном для сектора Газа, гибель мирных граждан вызвали новое обострение обстановки. Глубоко обеспокоены столь грубым нарушением общепризнанных норм международного права», - заявил Владимир Путин.

Третьий вопрос, который затронул глава правительства РФ – это проблема афганских наркотиков. «Проблема производства и контрабанды афганских наркотиков давно переросла региональные рамки, и представляет глобальную угрозу», - заявил он на Совещании.  Он подчеркнул, что, по оценкам ООН, «от афганского опиума и героина мир уже потерял почти миллион человеческих жизней», и добавил, что разрозненные контрмеры вряд ли способны принести заметный результат. И здесь СВМДА может поспособствовать решению проблемы.

Владимир Путин также подчеркнул, что в фокусе внимания совещания всегда находились ключевые межрегиональные и региональные проблемы, возникающие угрозы и вызовы, а также перспективные проекты сотрудничества и развития в Азии.
«К сожалению, общая ситуация в регионе не становится стабильнее. К застарелым конфликтам прибавились такие трансграничные риски, как экстремизм, терроризм, наркопреступность, опасность распространения оружия массового уничтожения, морское пиратство», - отметил Владимир Путин.

Он подчеркнул, что противостоять таким угрозам можно только сообща, укрепляя доверие, «руководствуясь принципами взаимной ответственности и учета интересов». Глава правительства РФ также заявил, что Евразия нуждается в более совершенной архитектуре безопасности и сотрудничества. «Она должна базироваться на коллективных внеблоковых началах, принципах международного права. Прийти к этому можно путем выработки «общих правил игры», развития механизмов регионального взаимодействия, формирования набора мер доверия в военной области», - отметил Владимир Путин.

В СВМДА входят 17 государств азиатского континента, которые объединились  с целью укрепления сотрудничества и обеспечения безопасности в Азии, где проживают 34 проц. населения Земли, говорится в информационно-справочном материале ИТАР-ТАСС

Изначально инициатива созыва совещания и превращения его в постоянно действующую структуру принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Эту идею он выдвинул на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года, и она была поддержана не только многими азиатскими странами, но и международными организациями. Первое совещание прошло в 1999 году. 8 июня 2010 года сразу же после открытия Совещания председательство в СВМДА перешло от Казахстана к Турции.

На повестку нынешней встречи вынесена главной темой ядерная безопасность. Эксперты называют саммит в Стамбуле наиболее интересным мероприятием последнего времени. Поскольку на встрече будет присутствовать Махмуд Ахмадинежад, у лидеров стран региона будет возможность поговорить с ним о деталях недавно подписанного соглашения между Ираном, Бразилией и Турцией об обмене топливом. Иранская ядерная программа вызывает вопросы о мирового сообщества, у Совбеза ООН, у США. В Стамбуле эти проблемы будут обсуждены в региональном формате.

Фоном переговоров проходит также ситуация вокруг сектора Газа, и накаляющейся обстановки в арабо-израильском конфликте. 

Комментарии экспертов

Совещание в Азии стало платформой, которую придумал Казахстан в 1992 году. Я думаю, что оно обладает ограниченным уровнем политической ликвидности, потому что при всём своём статусе (в плане большого количества государств-участников этого совещания) процедура воплощения предметных решений, которые могли бы быть приняты на этой площадке, ограничена.

Если мы проведём аналогии с саммитом по ядерной безопасности, который прошёл в Вашингтоне, то, несмотря на то, что этот саммит организовывали представители администрации Обамы, даже там не было таких предметных решений, кроме соглашения между Россией и США по утилизации своих ядерных запасов, за которым практически ничего больше не последовало.

Я думаю, что если на таком уровне не были приняты решения по ядерной безопасности при использовании всего внешнеполитического механизма в США, то у совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии ещё меньше возможностей для того, чтобы как-то повлиять на конъюнктуру в регионе (имеется в виду Азии в целом).

Учитывая, что на повестке дня иранская ядерная программа, я думаю, что всё это сведётся к констатации существования определённых проблем в регионе, связанных с ядерными разработками, и заявлениям относительно того, что все страны-участники этого совещания поддерживают идею укрепления режима о нераспространении, защиты ядерных технологий от их перетекания из мирной сферы в военную.

 Хотя этот вопрос и будет в центре внимания, но добиться предметных решений по нему не удастся, потому что, во-первых, уже сейчас Иран реализует проект вывоза части урана со своей территории в Турцию, в Бразилию (они выступают основными посредниками). Во-вторых, потому что есть США, которые пытаются через ООН провести свой сценарий решения проблемы.

В этих условиях у многосторонней формы меньше шансов добиться результатов, потому что Иран и, наверное, все участники иранской проблемы, которые выступают в качестве международных посредников, предпочитают вести диалог в ограниченном формате с ограниченным количеством контрагентов.

Что касается заявлений Ирана в адрес России, то это продолжение курса, который обозначил Ахмадинежад, президент этой страны, весной. Он сказал, что Россия рискует потерять своего союзника, рискует превратиться в исторического врага Ирана в силу того, что Москва недостаточно внятно поддерживает Иран и, более того, всё более явно склоняется в сторону США. Я думаю, что точка зрения иранского руководства не совсем верна. Неслучайно, что визит Лаврова в Китай, который  состоялся недавно, показал, что Россия и КНР способны трансформировать ту линию, которую США навязывают всем остальным постоянным членам Совбеза. То есть откровенной сдачи Ирана со стороны Москвы не происходит.

Поэтому я думаю, что это заявление нужно рассматривать как попытку надавить на Москву при помощи политической риторики в преддверии встречи. Учитывая, что, по всей видимости, иранский президент на полях совещания может встретиться с Медведевым, нельзя исключать, что действиями по критике Москвы Иран просто пытается расширить себе пространство для манёвра на переговорах с российской стороной.

В этом вопросе я не стал бы как-то серьёзно преувеличивать возможность разрыва между Россией и Ираном. Конечно, такая угроза существует, и всё более явно о ней говорит риторика иранской стороны. Тем не менее, Тегеран прекрасно понимает, что если он откажется от взаимодействия с Москвой, то Пекин не сможет ему предоставить необходимое количество военных технологий и технологий в области мирного атома. В силу этого им придётся пойти на принятие правил игры, которые сейчас предлагает Москва. То есть либо они принимают эти правила, либо они сами же расширяют возможности своей изоляции.
 

Совещание по мерам доверия в Азии, хотя это политический штамп, но оно как никогда наиболее необходимо, потому что в Азии с мерами доверия очень слабо обстоят дела. Весь регион от Средиземноморья до Восточной Азии находится в состоянии лихорадочного движения и смещения традиционных ориентиров. Это выражается в том, что некоторые страны – такие как Турция или Иран, явно демонстрируют рост своих амбиций, как политических, так и экономических.

Существуют конфликтные зоны - будь то Пакистан, Афганистан или Южная Корея. Мы видим что там доверия нет, и ситуация только обостряется. По-прежнему нет никакого четкого понимания, что будет происходить в ближайшее полтора-два года.  Региональная безопасность в Азии очень шаткая, поэтому такого рода совещания сейчас важны, поскольку есть возможность на личном уровне с наиболее влиятельными лидерами обсудить конкретные вопросы.

В центре внимания будет иранский вопрос, но не только в контексте санкций, но и в контексте недавнего турецко-бразильско-иранского соглашения по ядерному топливу, которое не вызвало ни кого из лидеров мировых держав особого восторга. Россия тоже отнеслась к этому скептически.

Что касается Афганистана, Россия активно пытается понять, что же там будет происходить в течение ближайших лет,  с учетом того, что США, ничего не добившись, все-таки будут оттуда уходить. Обама прекрасно понимает, что ничего в Афганистане добиться не возможно, а это означается, что безопасность в Центральной Азии ложится на плечи ближайших стран, в том числе и России.

Единственная организация, которая гипотетически способно выполнять функцию структуры безопасности в Центрально Азии – это ОДКБ . Выполняет она их неудовлетворительно и пока находится в достаточно недееспособном состоянии, но это уже  некий прообраз организации.

В Стамбуле будет обсуждаться широкий круг вопросов, но на публичный уровень выйдет довольно мало. Вопросы деликатные и от излишней гласности страдают интересы дела, но это  одно из наиболее интересных мероприятий за последнее время.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".