Статья
1718 21 октября 2011 11:42

Азиатский вектор

В первой половине октября 2011 года оживились контакты между Россией и Китаем. 11-12 октября КНР с рабочим визитом посетил председатель правительства РФ Владимир Путин. График турне оказался чрезвычайно насыщенным. Руководитель российского правительства провел переговоры с премьером Государственного совета КНР Вэнь Цзябао, председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго и председателем КНР Ху Цзиньтао.

В символическом плане поездка Путина говорит о том, что азиатский вектор станет одним из ключевых приоритетов его внешней политики с 2012 года. Визит в народную республику стал для главы правительства первым после выдвижения в кандидаты на пост президента от «Единой России». То есть поездка была так или иначе привязана к идентификации принципов перспективной линии поведения РФ на международной арене. Учитывая характер её организации, а также факт первоочередности, будущий выбор Кремля представляется довольно очевидным. Администрация Путина постарается уделять азиатско-тихоокеанскому треку куда больше внимания, чем команда Дмитрия Медведева. Азия обретет в российской внешней политике статус, соответствующий её текущему политико-экономическому потенциалу.

В то же время значимость региона Азии и Тихого океана не стоит преувеличивать – ставку на него Кремль постарается уравновесить активной деятельностью на других направлениях. В число преференциальных треков войдут постсоветский, европейский (с основным вниманием к Западной Европе) и латиноамериканский. Такой набор продиктован объективной оценкой потенциала АТР. Несмотря на демонстрируемый в настоящее время рост, регион так и не смог стать подлинным центром мировой политики и экономики. В частности, львиная доля финансово-экономических процессов всё также завязана на Евро-Атлантике. Не появились в границах Азии и подлинные центры силы глобального масштаба. «Арабская весна» показала, что Китай при всём желании не способен в одностороннем порядке формировать мировую повестку дня. Его мнение остается привязанным к позиции США, РФ и других игроков. В таких условиях идея «большой двойки» (союз США-КНР) представляет собой не более чем продукт американской пропаганды.

Восточноазиатский вектор будущей политики администрации Путина будет обладать повышенной предметностью. Китай и другие региональные игроки закрепят за собой статус ведущих торгово-экономических партнеров России. В ходе поездки Путина был подписан пакет из восьми документов. Наиболее знаковыми среди них стали рамочное соглашение между Внешэкономбанком и Банком развития КНР, а также меморандум о намерениях между Внешэкономбанком, управляющей компанией «Российский фонд прямых инвестиций» и Китайской инвестиционной корпорацией о сотрудничестве в создании инвестиционного фонда. В ходе серии консультаций стороны неоднократно подчеркивали, что Китай уже сейчас является главным торгово-экономическим партнером России. Сами же двусторонние отношения позиционировались как стратегические. Декларативная приоритетность, помноженная на более чем конкретное содержание должны заметно усилить позиции азиатско-тихоокеанских субъектов в системе внешнеэкономических и внешнеполитических координат РФ.

На этом фоне абсолютно некорректными выглядят доводы тех, кто указывает на плановый характер визита. Безусловно, поездка Путина готовилась заранее (с лета с.г.). Но такой же характер носили и его предыдущие турне в КНР (в августе 2008 и октябре 2009 года). Всем им предшествовала серьезная подготовительная работа. Путин не посещает государства масштаба народной республики спонтанно. В контексте приоритетов внешней политики его предстоящего президентства важно само время проведения визита. Он мог пройти в сентябре или в ноябре. Но визит состоялся именно в октябре, вскоре после определения правящей партией «Единая Россия» своего кандидата в президенты. Путин побывал в Китае в статусе главного претендента на пост главы государства. И данное обстоятельство подчеркивает, что АТР войдет в число основных приоритетов внешнеполитической стратегии его президентства.

Внимание к региону Азии и Тихого океана закрепило и обращение к Лаосу. 13 октября Путин провел встречу с президентом народно-демократической республики Тюммали Сайнясоном. До настоящего времени контакты с Вьентьяном находились на периферии региональной политики Москвы. С 2008 года они практически не развивались. Но в преддверии президентской кампании 2012 года Кремль решил не только обозначить интерес к данному игроку, но и заявить о желании следовать в рамках предметного тренда. В ходе переговоров с Сайнясоном Путин заявил об интересе РФ к сотрудничеству с Лаосом в таких сферах как гидроэнергетика, телекоммуникации, связь, добыча и переработка полезных ископаемых. Развитие прикладных контактов должно привести к качественному росту российских инвестиций в экономику республики. То есть Москва рассчитывает на лаосском треке активно воплощать принципы своей внешнеэкономической стратегии, подразумевающей экспансию на зарубежные рынки. Пока пакет двусторонних проектов достаточно скромен - на переговорах Сайнясона с действующим президентом РФ Медведевым подписывались преимущественно межведомственные и межправительственные соглашения. Но следует полагать, что после избрания Путина главой государства, Кремль перейдет к более наступательной политике на данном страновом направлении.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".