Статья
1959 4 июня 2012 18:21

Азиатское турне Путина

Президент Владимир Путин отправился в понедельник в небольшое турне по странам Центральной и Восточной Азии.

Первым пунктом его визита стал Ташкент, где он вместе с президентом Узбекистана Исламом Каримовым подписал меморандум о взаимопонимании между двумя странами о дальнейших совместных мерах по присоединению Республики Узбекистан к Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ.

Как ранее пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков, суть меморандума заключается в том, что «обе стороны выражают готовность предпринять согласованные практические шаги, которые должны способствовать завершению многостороннего переговорного процесса по оформлению присоединения Узбекистана к Договору до конца 2012 года».

Президенты России и Узбекистана также подписали Декларацию об углублении стратегического партнерства между двумя странами.

Далее путь президента России лежит в  Китай. Как рассказал журналистам помощник главы государства Юрий Ушаков, 5-6 июня пройдет госвизит российского президента в Китай, в рамках которого он встретиться с председателем КНР Ху Цзиньтао и другими высшими должностными лицами страны.

Китайская сторона рассчитывает на то, что главным вопросом на переговорах также станет сотрудничество в сфере энергетики, в частности, строительство российско-китайского газопровода. Глава «Газпрома» Алексей Миллер будет в составе российской делегации, но, по словам курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича, не стоит ожидать подписания в ходе визита соглашения о поставках трубопроводного газа в Китай. Стороны уже несколько лет не могут согласовать цену.

Значительное внимание в ходе переговоров будет, по словам Ушакова, уделено приграничному сотрудничеству, в том числе его экологическому аспекту.

6-7 июня Путин примет участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества, в которую, помимо России и Китая входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а государствами-наблюдателями являются Индия, Иран, Монголия, Пакистан. В качестве гостей на саммит приглашены президенты Афганистана и Туркменистана. Как сообщил помощник президента, Афганистану планируется предоставить статус наблюдателя, а Туркменистану - партнера по диалогу.

Основной темой встречи традиционно станет обеспечение региональной безопасности. Как ожидается, будет подписан документ, расширяющий возможности реагирования на ситуации, угрожающие миру, безопасности и стабильности в регионе.

Кроме того на саммите будет избран новый генеральный секретарь ШОС, которым, как ожидается, станет экс-губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, который сегодня возглавляет Деловой совет ШОС.

На полях саммита Владимир Путин встретиться с президентами Ирана и Афганистана.

«Контакт с Махмудом Ахмадинежадом позволит Владимиру Путину самому почувствовать накал ситуации вокруг иранской проблемы м то, как эту ситуацию воспринимают в Тегеране», - отметил Ушаков. По его словам, это особенно важно накануне того, как в Москве 18-19 июня пройдут очередные переговоры Ирана с «шестеркой» посредников.

Завершив 7 июня программу визита в Китай, российский президент вылетит в Астану. Визит в Казахстан, как и визит в Узбекистан приурочен к 20 установления дипломатических отношений между нашими странами и подписания договоров о дружбе и сотрудничестве.

Казахстан является одним из стратегических партнеров России. Как ожидается, речь на переговорах пойдет о таких приоритетных областях сотрудничества, как энергетика и космос. В частности, о совместной разработке месторождений северного Каспия и эксплуатации космодрома «Байконур», где, по словам Ушакова, «есть шероховатости».

Важной темой станет также углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве, которому обе страны уделяют значительное внимание.  

Комментарии экспертов

Азиатский вектор для России определяется целым рядом обстоятельств. Во-первых, нужно подчеркнуть энергетическое значение центрально-азиатского региона. Россия достаточно продуктивно сотрудничает на газовом направлении с Узбекистаном и Туркменией. Это важно для российских поставок в Европу.

Казахстан фактически является стратегическим партнером России. Нурсултан Назарбаев и его команда всячески подчеркивают данное обстоятельство и стремятся к достаточно плотной экономической, а иногда и политической интеграции с Россией.

В свете возможного ухода Соединенных Штатов Америки из Афганистана этот регион приобретает приоритетное значение. В этом случае вполне можно прогнозировать, что талибы попытаются нанести удар по Центральной Азии, и этот регион может стать практически предфронтовым. В связи с этим России важно проработать механизмы безопасности.

Также российскому руководству необходимо прозондировать позиции местных СМИ, посмотреть на возможность развития экономического и, в частности, энергетического партнерства. Нужно одновременно подбодрить своих союзников и партнеров и наметить пути дальнейшего взаимодействия.

Владимир Путин не случайно из Европы сразу направился на Восток. Государства, которые он намерен посетить - чрезвычайно важные для России экономические партнеры. Кроме того, Владимиру Путину в скором времени предстоит участвовать в саммите ШОС.

Китайцы, к примеру, придают очень большое значение существованию этой организации. На прошлой неделе в Пекине я участвовал в научной конференции, посвященной перспективам ШОС. Китайцы в своих выступлениях отмечали чрезвычайную заинтересованность в развитии Шанхайской организации сотрудничества.

Но они не очень точно понимают, в каком направлении этой организации следует развиваться и какой статус она получит в ближайшем будущем - будет ли ШОС развиваться как региональная организация или как организация, оказывающая помощь в обеспечении безопасности в азиатском регионе. Неясным остается также то, какое место будет отведено в программе организации элементам экономического и военно-политического сотрудничества.

Все эти вопросы необходимо срочно решать, потому что ШОС стремительно завоевывает все большую популярность. «У ворот» организации стоит очередь желающих вступить в ШОС, или, в крайнем случае, стать наблюдателем при ней. Причем вступление в эту организацию, критерии приема или не-приема в эту организацию новых членов - тоже чрезвычайно серьезный вопрос, который сейчас обсуждается.

В связи с этим визит Путина в государства Центральной и Восточной Азии станет весьма содержательным. Необходимо решить накопившиеся проблемы и ответить на давно поставленные вопросы.

При всем при этом президенту предстоит решать скорее приятные проблемы - проблемы позитивного роста, расширения влияния Шанхайской организации сотрудничества. Тем более, что у России в последнее время совершенно явно  наметилось расширение взаимодействия со странами Азии.

Как пример - вспомните, какое у нас тесное и благополучное сотрудничество развивается с Казахстаном в рамках единого таможенного пространства и формирования Евразийского союза. После определенного периода охлаждения в отношениях двух стран связи начали крепчать. Резко расширились отношения с Узбекистаном, и визит Путина в эту страну послужит продолжением этой тенденции.

Наш президент все время подчеркивал необходимость создания единого экономического пространства, но от Лиссабона до Владивостока. А по пути во Владивосток нам попадаются Ташкент, Астана и Пекин. Вопрос участия в этом общем экономическом пространстве стран Центральной Азии остается открытым и актуальным. Участие в этом общем экономическом пространстве Китая также не исключено.

Такие внешнеполитические глобальные цели России, как сближение с Евросоюзом и формирование более тесных связей на Востоке отнюдь не противоречат друг другу.

Азиатский вектор важен не только для России. Во внешнеполитической стратегии США после президентских выборов (которые предстоят в ближайшее время) также возможно изменение приоритетов в сторону китайского и азиатско-тихоокеанского направления.

Это - глобальный тренд, и российское руководство не может его не учитывать. Это и экономика, и безопасность, это и новые коммуникационные линии, которые определят будущее всего мира во второй четверти двадцать первого столетия.

Безусловно, Россия должна оценить перспективы дальнейшего развития Китая - одной из самых мощных экономик мира. Важно определить формат дальнейшего развития двусторонних отношений. В сфере энергетики Россия и Центральная Азия важна для Китая, как в равной степени и Китай важен для России как один из крупнейших потребителей углеводородов, как одна из крупнейших экономик мира.

Согласно прогнозам некоторых экспертов, китайская экономика вступает в фазу турбулентности, связанную с необходимостью повышения заработной платы. Это может также вызвать проблемы в китайской экономике.

Для России Центральная Азия – не только мягкое подбрюшье, но и попытка войти в XXI век с новой идеологией, с идеологией евразийства, с новыми экономическими, социокультурными проектами, проектами в сфере безопасности. Поэтому Казахстан как важнейший стратегический партнер России в этом регионе становится одной из главных точек маршрута Владимира Владимировича.

Узбекистан - не менее важен. Это достаточно перспективная, быстрорастущая экономика центрально-азиатского региона, соперничающая с Казахстаном за роль локомотива развития Центральной Азии. Но у Каримова гораздо более сдержанное, осторожное отношение к интеграции, нежели у Назарбаева.

Узбекистан активно сотрудничает с США в обеспечении поставок по Афганистану. Но последние несколько месяцев есть сигналы, что узбекское руководство готово к большим пониманием отнестись к интеграционной риторике Москвы, но на своих условиях.

В связи с этим Узбекистан и Казахстан – два полюса, два разных отношения к евразийско-интеграционному проекту - стали точками маршрута Владимира Путина во время его азиатского турне.

Важна и работа ШОС. Узбекистан, Казахстан и Китай – это участники модели безопасности в сфере борьбы с наркотрафиком, экстремизмом, нелегальной миграцией. Есть целый комплекс вопросов, который в ближайшем будущем будет напрямую влиять на устойчивость, безопасность и стабильность развития самой России.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".