Статья
8 Сентября 2015 16:29

«Балтийский СПГ» пойдет в ЕС

«Газпром» развивает новые направления транспортировки «голубого топлива» в Европу. 7 сентября председатель правления концерна Алексей Миллер объявил о начале коммерческих переговоров по строительству завода по сжижению газа (СПГ) в Усть-Луге. Согласно экспертным оценкам, этот проект должен вывести российский газ на рынки тех европейских стран, которые лишены возможности принимать трубопроводное «голубое топливо». Он также даст возможность снабжать газом Калининградскую область, которая в скором времени может попасть в энергетическую изоляцию.

Накануне глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил журналистам, что российский концерн и англо-голландская компания Shell приступают к коммерческим переговорам по проекту строительства завода по сжижению газа мощностью 10 миллионов тонн «Балтийский СПГ» в Усть-Луге.

«Балтийский СПГ» – проект строительства СПГ-завода в Усть-Луге в Ленинградской области. Мощность завода составит 10 миллионов тонн с возможностью расширения до 15 миллионов тонн, первые отгрузки СПГ запланированы на четвертый квартал 2020 года. Для поставок газа на сжижение нужно построить от Волхова 360 километров магистрального газопровода мощностью 25 миллиардов кубометров.

«На полях Восточного экономического форума состоялись переговоры с главой Shell Беном ван Берденом, мы договорились, что приступаем к коммерческим переговорам по проекту «Балтийский СПГ». Shell является нашим стратегическим партнером, проект 2Сахалин-22 – завод СПГ – является самым эффективным среди заводов СПГ в мире, и мы планируем, что Shell также станет нашим партнером в этом проекте («Балтийский СПГ» – ред.)», – цитирует Миллера агентство «Прайм».

Shell стал глобальным партнером «Газпрома», подписав в июне 2015 года соглашение о расширении проекта «Сахалин-2» и приняв участие в проекте строительства 3-й и 4-й нитки газопровода «Северный поток».

Кроме того, глава «Газпрома» сообщил, что концерн собирается создавать газотранспортные мощности не только для завода СПГ, но и для других газоемких производств в Ленинградской области. «Фактически можно было бы говорить даже о некой зоне газохимии в Ленобласти», – уточнил Алексей Миллер.

Эксперты считают, что развитие газохимии в Ленобласти вполне логично. Именно там может начаться строительство нового газопровода «Северный поток-2», и понадобится сооружение дополнительной инфраструктуры.

Читайте также Правительство готовится к росту добычи газа

В то же время они отмечают, что проект «Балтийский СПГ» позволит «Газпрому» выйти со своим сжиженным газом на рынки тех европейских стран, куда не «дотягивается» российское трубопроводное «голубое топливо». Кроме того, концерну надо думать о бесперебойном снабжении газом Калининградской области. Газопроводные поставки в этот регион ненадежны, так как имеют транзитные территории, поэтому поставки сжиженного «голубого топлива» могут стать выходом из сложившейся ситуации.

С 2016 года Литва и Латвия будут иметь техническую возможность выйти из единого энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Летом 2015 года правительство Эстонии уже объявило о своем решении выйти из этой единой энергосистемы. Поэтому велика вероятность, что десинхронизация энергокольца затронет все входящие в него страны. 

«Газпром» в поиске новых рынков сбыта

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов рассказал «Актуальным комментариям», что проект строительства завода по сжижению газа «Балтийский СПГ» изначально планировался для выхода «Газпрома» на рынки тех европейских стран, куда российский газ попадает либо в недостаточном количестве, либо не попадает совсем.

«В первую очередь имеются в виду такие страны, как Испания. Она в прошлом году была лидером по импорту именно сжиженного природного газа, у нее большие терминалы, а российский газ туда не попадает, он доходит только до Франции. Есть разные объяснения тому, почему российское «голубое топливо» не уходит в Испанию, но, так или иначе, по трубе оно туда не доходит. Соответственно, в виде СПГ он вполне может попасть на испанский рынок, поскольку вся инфраструктура по приему этого энергоносителя в стране есть, и она является крупнейшим покупателем сжиженного газа», – сообщил эксперт «Актуальным комментариям».

По его словам, российский СПГ может быть востребован также в Португалии, на французском побережье и на юге Италии. Кроме того Великобритания является крупным импортером СПГ, несмотря на то, что туда попадает и трубопроводное «голубое топливо», – уточнил Сергей Правосудов.

Читайте также Нефть выходит из моды

Эксперт отметил, что в связи с проектом строительства завода «Балтийский СПГ» российский концерн обсуждал выход еще на два рынка, но уже за пределами Европы. «Первый – это Индия, с которой есть даже контракты на поставку СПГ, но пока это так называемый разменный газ. То есть «Газпром» поставляет в Европу трубопроводный газ, потом получает от европейских компаний сжиженный природный газ и поставляет его в Индию. Вторым потенциальным рынком считаются страны Латинской Америки», – заявил директор Института национальной энергетики.

Эксперт также считает, что предположения о победоносном шествии по Европе американского СПГ не оправдали себя: «Те компании, которые планировали строить терминалы по сжижению газа на территории США, уже отказываются от проектов, так как в нынешних рыночных условиях поставки СПГ будут нерентабельны. По последним прогнозам, и добыча газа в Соединенных Штатах будет снижаться».

Впрочем, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин выразил сомнение и в больших экспортных возможностях проекта «Балтийский-СПГ» в Европе. По его мнению, все будет зависеть от стоимости газа, потому что рынок СПГ очень конкурентен: «Если газпромовский сжиженный газ окажется более выгоден, его будут покупать. Но все-таки практически вся Европа завязана на трубопроводный газ – российский, норвежский, еще какой-то. Я бы все-таки не говорил о том, что этот терминал может быть направлен на рынок Европы, так как там очень большая конкуренция с трубопроводными проектами», – заявил эксперт «Актуальным комментариям».

Может ли балтийский СПГ «согреть» Калининградскую область?

Сергей Пикин предполагает, что проект завода «Балтийский-СПГ» будет играть немаловажное значение именно для поставок топлива в калининградскую энергосистему. «Существует большая вероятность того, что в следующем году калининградская энергосистема может быть отрезана от единого кольца БРЭЛЛ, которое соединяет Прибалтику, Белоруссию и Калининград, и она станет изолированным островом. Региону потребуется дополнительное топливо в виде газа. Его поставки по газопроводу также достаточно рискованны и легко перекрываются. Поэтому строительство такого терминала в Усть-Луге позволит, в том числе, обеспечивать сжиженным газом и калининградскую энергосистему», – заявил эксперт.

Сергей Правосудов также уверен, что если у Калининградской области будет потребность в газе, СПГ вполне может быть востребован. «До Калининградской области есть газопровод, но в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств или еще чего-то, СПГ может понадобиться. Впрочем, там нужно установить терминал для разжижения газа», – уточнил эксперт.

Поможет ли «Балтийский СПГ» «Северному потоку-2»

Сергей Правосудов считает, что возможное строительство завода «Балтийского СПГ» не имеет никакого отношения к трубопроводным проектам концерна, так как его продукции нацелена на иные рынки сбыта.

По мнению Сергея Пикина, развитие газохимии в Ленинградской области достаточно закономерно, это сопутствующая сфера при масштабных поставках трубопроводного газа. «Очевидно, строительство «Северного потока-2» потребует расширения, в том числе и российской части инфраструктуры, которая будет подводить к этому «Северному потоку-2». Таким образом есть возможность задействовать эту инфраструктуру для того, чтобы практически под боком одного из ключевых рынков сбыта заниматься производством СПГ», – уверен эксперт.


Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".