Статья
1636 22 июля 2009 0:03

Банки для реальной экономики

Об увеличении кредитования реального сектора экономики и состоянии банковской системы идет речь на совещании под председательством премьер-министра Владимира Путина. В совещании принимает участие  глава Минфина Алексей Кудрин, председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев, представители ведомств экономического блока, а также руководители крупнейших отечественных банков. Встреча прошла на площадке Сбербанка.

На совещании с банкирами премьер-министр РФ Владимир Путин потребвал  найти "оптимальный баланс" при выполнении задачи поддержания объема кредитования в экономике. "Уделяя серьезное внимание поддержанию объемов кредитования, мы не вправе делать это в ущерб устойчивости отечественной финансовой системы. То есть, нам нужно найти оптимальный баланс, не допустить, с одной стороны, "кредитного голода", преодолеть, наконец, кредитное сжатие, а, с другой стороны, не допустить неконтролируемого роста так называемых "плохих займов", - сказал В.Путин на совещании по вопросам банковской системы.

В.Путин заявил, что в настоящее время задача правительства - поддержать тех, "кто имеет реалистичные производственные планы, выпускает востребованную продукцию, но сегодня не по своей вине оказался в сложном положении из-за резкого изменения конъюнктуры. Глава правительства также назвал ставку по кредиту в 14% годовых - вполне приемлемой для банков.

Участники совещания обсуждает реализацию банками с госучастием решения об увеличении кредитования реального сектора экономики. На эти цели дополнительно выделены из федерального бюджета государственные гарантии на сумму 300 млрд рублей.

До совещания премьер-министр Владимир Путин ознакомился с работой Сбербанка, пообщался с членами правления банка. Премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от Сбербанка не сворачивать кредитование и не допустить роста плохих активов. "Нельзя допустить роста плохих активов, но и закрывать портфель нельзя", - сказал В.Путин на встрече с членами правления Сбербанка России. "Это тоже проявление профессионализма", - уверен он. По словам В.Путина, "очень просто взять и ящик закрыть, гораздо сложнее - работать с клиентами и понять, кто из них является надежным и перспективным". "Это касается и юридических лиц, это касается и экономики", - отметил глава правительства.

Владимир Путин потребовал от Сбербанка не сворачивать клиентскую сеть по России, которая во многом выполняет социальные функции. "Одно из преимуществ Сбербанка - это огромная, доставшая в наследство сеть. Но это и нагрузка, потому что значительная часть является нерентабельной. Но бросать ее нельзя", - заявил В.Путин на встрече с членами правления Сбербанка России. "И это, в известной мере, ваша плата за поддержку со стороны государства", - подчеркнул премьер. По его словам, "пока мы не создадим условия, чтобы любой гражданин в любом населенном пункте России имел возможность обслуживаться на приемлемом уровне, сворачивать большую сеть Сбербанка нельзя".

Общее количество действующих в РФ кредитных организаций за пять месяцев 2009 года сократилось на 21 единицу - до 1087 единиц. В том числе, количество кредитных организаций с иностранным участием в капитале выросло на 5 единиц - до 226 по состоянию на 1 июня 2009 года.

Собственные средства /капитал/ кредитных организаций за пять месяцев 2009 года выросли на 9,5 проц, что сравнимо с показателями аналогичного периода 2008 года /10,5 проц/.

В целом, ситуация в банковской сфере остается сложной, констатируется в сообщении правительственной пресс-службы, опубликованном информагентствами. Высокими остаются риски кредитования и, соответственно, процентные ставки по кредитам. С другой стороны, отмечается снижение спроса на кредитные ресурсы - в связи с сокращением производственной активности и ухудшением финансового положения заемщиков. Кроме того, экономике страны по-прежнему не хватает "длинных" кредитов.

Вместе с тем, ситуация на денежном рынке остается стабильной, во многом - в силу поступления в банковский сектор бюджетных средств в рамках реализации антикризисных мер.

Несмотря на снижение банковской прибыли, показатель достаточности капитала в целом по банковскому сектору находится на приемлемом уровне /на 1 июня 2009 г - 18,4 проц/. Во многом это связано с капитализацией крупных банков за счет средств государственной поддержки. Признаком повышения кредитной активности банков является существенное увеличение покупки ими у резидентов корпоративных и субфедеральных облигаций: прирост портфеля таких облигаций за июнь составил более 11 проц, или 155 млрд рублей.

В материале использованы сообщения информагентств ПРАЙМ-ТАСС и "Интерфакс".

Комментарии экспертов

Для многих банков высокие кредитные ставки стали в докризисные времена необходимостью, так как собственно содержание требовало больших затрат. В течение долгого времени, предшествующего финансовому кризису, они позволили себе не очень эффективное использование штатных структур, что привело к росту расходов по организации бизнесов.

Это не повод для массовых увольнений, но это повод для улучшения структуры расходов учреждений, и в этом случае для банков, в особенности, крупных и средних, такие кредитные ставки  - 14% абсолютно приемлемы. Особенно учитывая те меры, которые приняло государство в течение последних двух месяцев по кредитованию самих банков.

Что касается «плохих кредитов», их сейчас много. Я думаю, что нас ожидает вал признания многих кредитов «плохими».  Многие банки, опасаясь ухудшения своих нормативов, продляли кредиты, которые были очевидно невозвратными, т.к. предприятия находятся в довольно тяжелом состоянии. Но профессиональная работа кредитного учреждения как раз и направлена на то, чтобы кредитовать должным образом предприятия, которые могут эти кредиты отдать.

«Сбербанк» с приходом Грефа действительно изменился, работа над улучшением имиджа и качества идет. Но выигрывает «Сбер» не потому, что его услуги лучше, а по известным старинным причинам.

«Сбербанк», например, до сих пор тормозит перевод из одного филиала в другой. Этого не позволяет себе ни один западный банк. «Сбербанк» всегда выигрывал за счет преференций государства, развитой сети и бренда. Население идет в «Сбербанк», потому что всегда считалось, что это надежно.

Вообще же качество банковских услуг до прихода западных банков в Россию было крайне низким. Банки подтягивались за счет конкуренции. Но сравнивать российские и западные банки до сих пор трудно: несопоставимы объемы. Не случайно наши корпорации пользовались западными кредитами для крупных инвестиций.

В принципе, любые суммы, какие бы не назывались, если они дойдут до реального сектора, это будет уже хорошо. Поэтому оценивать подобную меру следует как положительную. Даже если посчитать по официальному курсу, сумма в пределах 10 миллиардов долларов госгарантий – это уже не совсем символическая сумма. Это сумма, уже переходящая в разряд реальных. Хотя, естественно, потребность нашего реального сектора в инвестициях и в оборотных средствах гораздо больше, но с чего-то надо начинать. Во всяком случае, цифра уже не символическая.

Что касается механизмов, то за историю человечества отработано много подобных механизмов. Мне кажется, что, с одной стороны, это вопрос воли – довести подобные решения до его эффективного исполнения, эффективной реализации, и, с другой стороны, определённого опыта. К сожалению, в этом отношении в России опыт в основном негативный. Но ведь неслучайно существует поговорка, что можно учиться на своих ошибках. Лучше, конечно, на чужих, но, тем не менее, свои как-то набивают шишки.

Поэтому если сравнивать эту меру с той, которая была осенью, когда эти средства качались в банковскую систему без какой-либо обратной связи, только на добрых пожеланиях, чтобы эти средства дошли до реального сектора (и мы знаем, что в результате банки просто провернули валютную операцию, и эти деньги так и не попали ни предприятиям, ни гражданам), то я думаю, что сейчас этот негативный опыт уже изучен и просто так тратить эти средства правительство вряд ли захочет. Не говоря про то, что и сами эти средства из Стабфонда, и валютные резервы потихоньку тают. Поэтому я думаю, что сейчас предельная отдача от каждого рубля и доллара становится всё более значимой, и контроль в этом смысле будет увеличиваться.

Правильно, что решение по этому вопросу принимают не какие-то уполномоченные, высокопоставленные вице-премьеры или министры, а непосредственную ответственность за эти шаги и контроль над ними берёт глава правительства. Я думаю, что это некая дополнительная гарантия того, что мы начинаем вырабатывать механизмы эффективной работы банковского сектора, который и предназначен для того, чтобы кредитовать реальную экономику, это его главная функция.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".