Человек дня
1018 20 января 2009 5:09

Барак Обама

20 января Барак Хусейн Обама вступил в должность президента Соединённых Штатов Америки. Он стал 44-м президентом этой страны.

 

Барак Обама родился 4 августа 1961 года в г. Гонолулу, штат Гавайи. После окончания школы поступил в Западный колледж Лос-Анжелеса, затем перевёлся в Колумбийский университет, который окончил в 1983 году.

В 1983-1985 годах работал редактором отдела финансовой информации «Международной Бизнес-корпорации» в Нью-Йорке.

В 1985-1988 годах работал в группе церковной благотворительности в качестве социального организатора.

В 1988 году поступил в школу права Гарвардского университета и окончил её в 1991 году. В 1990 году стал редактором университетского Гарвардского юридического журнала (Harvard Law Review), оказавшись первым за всю его историю редактором-афроамериканцем.

С 1991 по 1996 год занимался юридической практикой в Чикаго, работал в штабе Демократической партии, работал в юридической компании «Минер, Барнхилл и Галанд» по вопросам избирательного права.

В 1996 году избран в Сенат штата Иллинойс от Демократической партии. Занимал должность сенатора штата до 2004 года, переизбирался в 1998 и 2002 годах.

В 2000 году предпринял неудачную попытку баллотироваться на выборах в Палату представителей США.

В 2004 году избран сенатором от штата Иллинойс в Сенат США.

10 февраля 2007 года заявил свою кандидатуру на пост президента США.

После напряжённой борьбы с другим кандидатом от Демократической партии – Хиллари Клинтон – объявлен единым кандидатом от партии. 7 июня 2008 года Клинтон сняла свою кандидатуру и поддержала Барака Обаму.

Одержал победу на президентских выборах 4 ноября 2008 года, заручившись поддержкой 338 из 538 выборщиков при необходимом минимуме в 270 голосов при явке избирателей 64% в среднем по стране.

Комментарии экспертов

Что ждать от нового президента США?

Во внутренней политике, скорее всего, он будет реализовывать третий путь, совмещая политику Клинтона, используя лозунги старых демократов с их упором на социальную составляющую, и политику республиканцев, декларирующих стремление к сбалансированному бюджету. Понятно, что сбалансированного бюджета не будет, хотя Обама заявит, что он будет к этому стремиться. Я не уверен, что он сможет добиться большего, чем добился Клинтон, который мало чего достиг в социальных вопросах. 90-е годы не стали в США новым периодом социального реформаторства. Тем более, у Обамы на руках очень серьёзная проблема, поскольку с 2012 года на пенсию пойдут бейби-бумеры, поколение, родившееся в последние военные и первые послевоенные годы, во время всплеска рождаемости в США. Они уже осложнили ситуацию Кеннеди, когда выходили на рынок труда, сейчас они будут с рынка труда уходить. Обама пообещал решить проблему медицинского страхования. Но это тяжелейшая проблема. Есть американская медицинская ассоциация, очень мощная лоббистская группировка, которая блокирует всякие потуги любой администрации, пытающейся изменить существующее положение (хотя его и надо менять). У Обамы на повестке дня реальные вызовы, которые оттягивали Клинтон и Буш. Обаме надо будет решать все эти проблемы.

Разумеется, главная проблема - проблема кризиса. Кризис так или иначе в следующем году ослабнет. Они пройдут острую фазу кризиса, тем более, что если судить по последним цифрам, по цифрам конца 2008 года, деньги со всего мира всё равно текут в «тихую гавань», которой нынешний капитал, видимо, почему-то считает США. Поэтому США так или иначе пройдут этот кризис. Но сохраняется вопрос о новой мировой финансовой системе. Целесообразно провести финансовую конференцию уровня Ямайской или Бреттон-Вудской, однако захочет ли это делать Обама? Я не вижу в окружении Обамы людей, который интересовались бы этим и стали бы этим реально заниматься.

Что касается внешней политики, в частности, отношений с Россией, то я полагаю, что они всё же попытаются их улучшить. Во всяком случае, они не будут сохранять их на том уровне, на котором они есть сейчас. Весьма возможно, что Обама (по крайней мере, он позиционирует себя как политик нового поколения) решится на то, чтобы отказаться от ПРО, чтобы продемонстрировать новизну подходов и готовность контактировать и с теми государствами, которые далеко не всегда разделяют точку зрения США, в частности с Россией. Другой вопрос, что от России за это потребуют, так как «безвозмездным» такое решение не будет.

Что же касается ключевых вопросов, таких, как Ирак и Афганистан – в Афганистане американцы останутся, как и было заявлено. Объявлено, что американские войска будут выводится из Ирака – но мне кажется это очень сложной задачей. Войска всегда легче ввести, чем вывести. Можно, конечно, выходить так, как США в своё время выходили из Вьетнама, скидывая там повреждённую технику, всё бросая и эвакуируясь. Но сейчас так они выходить не могут. США будут стремиться уйти, не потеряв лица, с достоинством, а это требует времени. И я сомневаюсь, что эта задача будет полностью решена к концу первого срока президентства Обамы.  Скорее всего, будет продемонстрирован только старт решения этой задачи, некоторое частичное сокращение контингента.

У Обамы есть проблемы внешнеэкономического характера. Они идут как бы из прошлого. Есть необходимость продлить с Россией ряд соглашений в экономической области. Нужно внести ясность с политикой открытых рынков, в частности, открывать или не открывать США свой рынок для стран АТЭС. США на словах всегда выступают за свободную торговлю, но есть сомнения, что сейчас они выступают за неё на деле. И этот лозунг себя едва ли оправдает.

Таким образом, Обама – президент, перед которым стоят колоссальные проблемы и обязательства, идущие из прошлого. Он должен завершить то, что не сделали в своё время Клинтон и Буш, или исправить их ошибки. Очевидно, что всё это весьма сложно и проблематично. Тем не менее, весь мир ожидает от него подтверждения своего неординарного имиджа, заданного предвыборной кампанией – всё-таки, первый президент-афроамериканец, эффектно проведший свою кампанию и много чего пообещавший. Но Обама, конечно же, не Кеннеди – у последнего всё-таки была своя команда и определённое собственное видение мира. Поэтому я полагаю, что нынешний имидж Обамы поблекнет. Он уже сейчас должен решать сложные проблемы – выбивать у Конгресса новый бюджет, поддерживать постоянно «заваливающуюся» в период кризиса «большую тройку» автомобилестроителей (я уверен, что той помощи, решение о которой уже было принято, недостаточно) – а это связано с большими социальными проблемами, такими, как рост безработицы. Пик финансовых проблем, возможно, США уже прошли, но с некоторым опозданием от «финансового дна» нужно будет пройти «дно реального сектора», которое будет существенно более чувствительным и затяжным. И Обаме придётся в этот период действовать и принимать ответственные решения.

Если попытаться подвести итог, то с большей вероятностью следует ожидать имиджевого проигрыша Обамы во внутренней политике, который приведёт к переключению его внимания на внешнюю политику. Так в своё время поступил и Клинтон, проигравший в Конгрессе уже упомянутую реформу медицинского страхования. Едва ли Обама сможет уйти от повторения того же сценария.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".