Статья
1025 28 января 2010 0:02

Барак Обама обратился к нации

Президент США Барак Обама в своем докладе о положении в стране уделил пристальное внимание внутренним проблемам и мало говорил о внешней политике и проблеме национальной безопасности, пишет в четверг газета «New York Times».

«Президент Обама потратил ровно девять минут на тему национальной безопасности во время своего первого доклада о положении в стране. Он пообещал американцам, что будет бороться против терроризма и предупредил, что Иран и его лидеры столкнуться с «растущими последствиями», если Тегеран продолжит игнорировать призывы международного сообщества сдержать свои ядерные амбиции», - сообщает газета.

Значительно больше времени президент уделил обсуждению экономических проблем, безработицы, реформы системы здравоохранения. «Он вообще не упоминал остановившийся процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Также он не говорил о разгорающихся спорах между США и Китаем, их крупнейшим экономическим соперником, по поводу цензуры в Интернете», - говорится в статье.

Барак Обама не стал использовать доклад о положении в стране для прямой критики иностранных лидеров. Его предшественник на президентском посту Джордж Буш, напротив, часто пользовался подобными выступлениями в Конгрессе, чтобы «обозначить разногласия между США и их соперниками на международной арене», - пишет «New York Times».

При этом, Барак Обама в своем выступлении в конгрессе призвал США не отставать от Китая, Германии и Индии. «Эти страны не стоят на месте И они не ведут игру за второе место, они уделяют много внимания математике и науке, они перестраивают свою инфраструктуру, они делают серьезные инвестиции в чистую энергию, потому что хотят создать новые рабочие места», - сказал Обама.

Он подчеркнул, что не примет «второго места для Америки в мире».

«Как бы трудно не было, как бы неприятно это не было, пришло время отнестись к исправлению проблем, которые сдерживают наш рост», - призвал Барак Обама. «Как долго мы должны еще ждать? И сколько можно откладывать будущее Америки?» - сказал он. «Тем временем Китай не ждет с модернизацией своей экономики и Германия не ждет И Индия не ждет», - подчеркнул президент США.

Барак Обама объявил о замораживании на три года некоторых федеральных программ. Обама напомнил, что вместе со своими соратниками пришел в Белый дом в разгар кризиса, и это не позволило его команде решить проблемы с бюджетным дефицитом, который на момент его вступления в должность президента составлял 1 трлн долларов. «Конечно, если бы мы пришли в обычное время, я бы начал с сокращения дефицита. Но мы пришли во время кризиса, и наши усилия по предотвращению второй Великой депрессии добавили к нашему государственному долгу еще 1 трлн долларов», - сказал глава государства.

В этой связи он предложил ряд «специальных мер по возмещению средств, которые были выделены на поддержку экономики в прошлом году». «Начиная с 2011 года мы готовы заморозить государственные расходы на три года. При этом расходы на обеспечение нашей безопасности, медицинские программы и социальное страхование затронуты не будут», - пообещал президент. Однако, по его словам, новые меры коснутся остальных правительственных программ. По оценкам Белого дома, это позволит сэкономить в течение ближайших 10 лет порядка 250 млрд долларов.

Президент США Барак Обама заявил о своей приверженности курсу своих предшественников Роберта Кеннеди и Рональда Рейгана на нераспространение ядерного оружия и, в конечном счете, полный его запрет. «В то время как мы ведем две войны, самой большой опасностью для американского народа является угроза ядерного оружия», - заявил Обама, выступая с обращением к конгрессу. При этом он отметил, что Россия и США завершают переговоры по новому договору по СНВ.

«На предстоящем в апреле саммите по ядерной безопасности мы сведем вместе 44 страны для достижения ясной цели: обеспечения безопасного хранения ядерных материалов по всему миру за четыре года с тем, чтобы они никогда не попали в руки террористов», - подчеркнул также Обама.

По словам президента США, дипломатические усилия Вашингтона в защиту режима нераспространения привели к некоторым позитивным результатам. «Именно поэтому Северная Корея в настоящее время оказалась перед лицом международной изоляции и усиленных санкций, которые решительно вводятся в действие Именно поэтому международное сообщество более едино и Исламская Республика Иран оказалась в большей изоляции», - подчеркнул Барак Обама.

При этом он отметил, что иранские лидеры продолжают игнорировать взятые на себя обязательства. «Не должно быть сомнений в том, что они тоже столкнуться с растущими последствиями», - сказал президент США. «Я это обещаю», - добавил он.

Американские боевые части покинут Ирак до конца августа нынешнего года. «Мы выведем все наши боевые части из Ирака до конца августа, - отметил Барак Обама. - Мы окажем поддержку иракскому правительству по мере того, как оно готовится к выборам, мы продолжим сотрудничество с иракским народом в целях содействия региональному миру и процветанию».

Обама напомнил, что еще во время своей предвыборной кампании «обещал завершить войну» в Ираке. «Именно это я и делаю как президент», - сказал он.

Комментарии экспертов

Проблема Барака Обама заключается не в том, что он совершил какие-то определенные ошибки. Разумеется, эти ошибки не были ошибками. На самом деле то, что он назвал ошибками, было колебанием между двумя линиями в его окружении. Очень условно можно назвать их старыми либералами и новыми либералами (неолибералами).

В последнее время Обама очень ясно дает понять, что он сделал необходимый тактический шаг, фактически пойдя на передачу неолибералам большей части постов в своей администрации и всего экономического блока. А неолибералы – это фактически люди Хиллари Клинтон.

Несмотря на то, что многие из левого лагеря говорили, что Обама, на самом деле, оказался просто марионеткой, что он не самостоятельная политическая фигура, а является таким симпатичным прикрытием той же самой клинтонианской экономической политики, которая как считалась и завела Америку в тупик. Между тем, оказалось, что Барак Обама – это человек, во многом сохранивший верность леволиберальной повестки дня, которая дала ему политическое лицо, дала ему победу над Клинтон.

Либеральное направление, в первую очередь, очень определенно проявилось в поддержке реформы здравоохранения, так как это была программа покойного сенатора Эдварда Кеннеди, который все время безуспешно пытался реализовать это начинание в конгрессе, но ему это все не удавалось. На самом деле, эта реформа постоянно воспроизводилась при каждом демократическом президенте – поставлена она была еще президентом Джонсоном в 1960-е годы, и каждый последующий демократический президент не смог ничего с ней сделать. А вот Обама поставил на кон все, что только можно поставить, и все-таки провел эту реформу здравоохранения, что вызвало безумный всплеск недовольства в республиканских кругах (да и в центристских - среди налогоплательщиков, не желающих платить за реформы, которые покрывают финансово медицинское обеспечение неимущих, эмигрантов и безработных).

И сейчас мы видим, что президент дал очень внятно понять, что он еще больше движется старолиберальным курсом, когда он заявил, что выведет войска из Ирака  к августу. Я не представляю, как он это сделает, но, видимо, какие-то действия будут предприниматься в этом направлении. Скорее всего, это будет частичный вывод войск, но, тем не менее, это несомненное изменение ситуации.

Падение рейтинга президента через год после избрания - это вещь абсолютно нормальная, заурядная. Когда начинается президентство, победитель имеет кредит доверия, который выполнить целиком невозможно, то есть не бывает так, что всё, что человек наобещал, и всё, что от него ждут, он сразу начал реализовывать, и все это сразу заметили. Поэтому, в принципе, сам факт падения популярности абсолютно нормален.

В случае с Обамой это особенно понятно, потому что те ожидания, которые были связаны с ним во время кампании и выборов, совершенно выходили за нормы. И это было связано и с его политическим талантом, и в большей степени с той депрессией, в которой американское общество находилось после 8 лет правления республиканцев и президента Буша. То есть надежды на то, что новый президент, причём существенно отличающийся и внешне, и по стилю, и по бэкграунду, сможет всё изменить и начать решать все проблемы (тем более, что как раз к этому моменту вспыхнул кризис) - эти надежды были столь велики и в Америке, и во всём мире, что, конечно, это создало избыточные ожидания. Поэтому падение популярности совершенно естественно, и делать из этого какие-то выводы относительно того, успешный Обама президент или нет, было бы просто нечестно, рано и несправедливо.

С другой стороны, если смотреть на этот год, Обама столкнулся с проблемами очень обширного свойства. Как мне кажется, он и его команда, всё-таки, несколько недооценили масштаб этих проблем. То есть они понимали, в какую тяжёлую ситуацию попадают, но только сейчас полностью осознают, до какой степени. И сопротивление внутренней политической повестке, которую продвигает Обама, о реформе здравоохранения, очень высокое, поскольку это попытка изменить американскую политическую ментальность, ввести большую роль государства, что в Америке в принципе противоречит их политической культуре.

Поэтому те силы, которые потерпели поражение год назад, сейчас начинают оживать и пользуются тем, что население пока не видит радикальных изменений, улучшений за год президентства. 2010 год, наверное, будет решающим, потому что те меры по борьбе с кризисом, которые принимались в первый год президентства Обамы, не могли сработать сразу. То есть они либо сработают в 2010 году, и тогда это падение сменится опять подъёмом, либо они не сработают, и тогда у Обамы будет огромная проблема. Я думаю, что пока ничего экстраординарного с его рейтингом не происходит.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".